Слайд 3
Сергей Довлатов принадлежит к "третьей волне" русской
эмиграции.
За публикации в 1976 г. в журнале
"Континент" Довлатов был исключен из Союза журналистов СССР, а затем выслан из страны в 1978г..
В эмиграции быстро приобрел известность и признание. За двенадцать лет жизни в эмиграции Довлатов выпустил двенадцать книг на русском языке, а также две книги, написанные в соавторстве - "Не только Бродский" (с М. Волковой), "Демарш энтузиастов" (с В. Бахчаняном и Н. Сагаловским).
В Америке пользовались успехом переводы его произведений. Он был лауреатом премии американского Пенклуба, печатался в самом престижном американском журнале "Ньюйоркер", где до него из русских публиковали только вещи Набокова.
При жизни писателя его произведения были переведены на немецкий, датский, шведский, финский, японский языки.
Слайд 4
Путь к славе
Сергей Довлатов до настоящей писательской славы
не дожил. Хотя предпринял три попытки - в Ленинграде,
Таллине и в Нью-Йорке.
Он умер 15 лет назад, 24 августа 1990 года
В его записных книжках есть удивительная заметка: "Все интересуются, что будет после смерти? После смерти - начинается история".
Слайд 5
www.themegallery.com
Когда-то он был таким…
Слайд 6
www.themegallery.com
Потом таким…
Слайд 7
www.themegallery.com
В последние годы…
Слайд 8
Не только писатель, но и художник…
Слайд 9
www.themegallery.com
Из записной книжки…
Ужасней смерти — трусость, малодушие
и неминуемое вслед за этим — рабство
Слайд 10
www.themegallery.com
Из записной книжки…
Окружающие любят не честных, а добрых.
Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе
говоря — беспринципных
Благородство — это готовность действовать наперекор собственным интересам.
Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь!
В любой работе есть место творчеству.
Вежливость маскирует пороки.
Нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда.
Слайд 11
www.themegallery.com
Художник: Флоренский Александр
Альбом эстампов "Рисунки А.Флоренского к
произведениям Сергея Довлатова"
Слайд 14
www.themegallery.com
Главы "книги судьбы" выстраиваются в хронологическом порядке:
"Зона"
(1982) - о службе в армии, "Компромисс" (1981) -
о работе журналистом,
"Заповедник" (1983) - о работе экскурсоводом,
"Ремесло", "Чемодан" (1986), "Иностранка" (1986), "Филиал" (1989) - об отъезде и жизни в эмиграции.
Слайд 15
Особенности прозы Долматова:
Творчество Сергея Довлатова имеет одну существен-ную
особенность: все его произведения автобиографичны. Циклы его рассказов: "Зона",
"Компромисс", "Заповедник", "Чемодан", "Ремесло", "Наши" основаны на фактах судьбы их главного героя - двойника автора. Петр Вайль и Александр Генис, хорошо знавшие Довлатова, считают, что вся проза этого писателя представляет собой его автопортрет.
Слайд 16
Особенности прозы Долматова:
Связь прозы с платоновской традицией;
связь с традициями одесских произведений Бабеля;
Связь с автобиографической прозой Искандера;
Связь с традициями А.П.Чехова;
Традиция "литературы о литературе"
Слайд 17
Особенности прозы Долматова:
В прозе воссоздан портрет "эпохи застоя",
поразительный по глубине и масштабам обобщения
Слайд 18
Особенности прозы Долматова:
Язык его героев столь же выразителен,
как и, к примеру, язык персонажей Андрея Платонова. Только
герои Довлатова часто говорят штампами, прикрывая мертвыми словами свою тоску и растерянность. И, конечно, так или иначе, Довлатов вышел из шинелей Зощенко, Аверченко и раннего Булгакова.
Слайд 19
Цикл рассказов "Зона" сопровождается авторским комментарием - "Письмом
издателю", где обозначен момент начала его "злополучного писательства". Попав
в лагерную охрану, благополучный молодой человек из интеллигентной семьи был потрясен открывшейся ему правдой: "Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел".
Здесь точно определены нравственные и эстетические принципы прозы Довлатова: ее беспощадный реализм, правдивость и глубокий психологизм.
Слайд 20
«Компромисс»
Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит
12 новелл («компромиссов»). Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую
книгу были собраны в 1981 году.
Сюжеты для новелл «Компромисса» взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах — процесс работы.
Слайд 21
« Компромисс»
Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской
литературы вопросами о неустроенности жизни, неясности будущего, неопределенности своих
помыслов и чувств.
Слайд 22
"Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь всё это
достаточно грустно, чтобы я мог продолжить заниматься литературой..."
Сергей Довлатов,
или
«…последний культурный герой советской эпохи»
Слайд 23
www.themegallery.com
"Родина – это мы сами... Все, что с
нами было, – Родина. И все, что было, –
останется навсегда...", – пишет Довлатов об Отчизне в своем цикле "Ремесло".
Слайд 25
Довлатов как будто смотрит на нас из окон
зданий, где когда-то жил…