Слайд 2
Пусть на сцене всё будет так же сложно
и так же вместе с тем просто, как в
жизни.
А.П.Чехов.
Слайд 3
Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются
1. В раскрытии
сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а
в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами
и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
Слайд 4
Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются
6. В
отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых
художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
Слайд 5
Особенности драматургии
А. П. Чехова проявляются
10. В
отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за
сценой — внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Слайд 6
Замысел «Вишневого сада» возник у
Чехова весной 1901 года
(первые заметки в записной книжке
появились на шесть лет раньше.
В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».
Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.
История создания
Слайд 7
Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы
А.П. Чехова «Вишневый
сад» (ответ один)
1.Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают
с реальным ходом вещей.
2.Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни, старые идеалы предаются забвению.
3.Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс.
4.Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы, УДАРЫ ПО ГОЛОВЕ).
5.В ПЬЕСЕ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОЕДИНЯЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна.
Слайд 8
Жанровое своеобразие
Вышла у меня не драма, а
комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса
веселая, легкомысленная.
А.П. Чехов
Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте.
К.С. Станиславский
Слайд 9
Жанровое своеобразие
Автор отказал персонажам «Вишневого сада»
в праве на драму: они представлялись ему неспособными на
глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.
Слайд 10
Характерная черта сюжета «Вишневого сада»
– внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого
сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях
внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным является
не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который
Вл.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».
Сюжет и конфликт
Слайд 12
В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение
внесценических персонажей. К ним стягиваются многие сюжетные линии комедии:
Раневская — «парижский любовник»;
Аня — ярославская бабушка — Раневская;
Лопахин — Дериганов;
Симеонов -Пищик — Дашенька.
Все они участвуют в развитии действия.
Чеховские персонажи обычно раскрываются не в действиях, а в монологах- самохарактеристиках.
Слайд 13
Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За
«случайными» репликами персонажей — одиночество героя в мире, неспособность
услышать и невозможность быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична или
динамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.
Слайд 14
Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный
вишневый сад. В этом образе слиты воедино конкретное («И
в «Энциклопедическом словаре»
упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») —
молодость, воспоминания, чистота... счастье.
Вокруг образа вишневого сада строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. У каждого из них складываются свои отношения с садом. Он высвечивает духовные
возможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают.
Слайд 15
Среди героев пьесы есть представители
разных социальных слоев и поколений.
Владельцы усадьбы,
дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.
Образная система.
Главные герои.
Слайд 16
Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить
и исправить. Она упрекает себя за то, что бессмысленно
тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох», и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее, казалось бы, оправдывает любовь (любовь самоотверженная, преданная), но это любовь к человеку подлому, бесчестному. Раневская действительно «ниже любви», как она сама говорит о себе. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике...
Слайд 17
И все же в Раневской многое вызывает
симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры,
способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Слайд 18
Двойником Раневской, но личностью менее
значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке
действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно..
Гаев инфантилен, нелеп.
Слайд 19
Купец Лопахин – деловой и
практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и
пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Слайд 20
Петя Трофимов и Аня –
честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в
будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.
Слайд 21
"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в
настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".
-Объясните, как
вы понимаете это высказывание.
Слайд 22
Интересен принцип, на котором основана
образная система «Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие
черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.
Слайд 23
Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»
стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ
века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь