И.А. Гончаров («Миллион терзаний») «…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия... какая едва ли найдется в других литературах...”
- гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она!
И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди Грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе, с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик… написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».
Слайд 4
Н.К. Пиксанов («Комедия Грибоедова ''Горе от ума'')
«По существу, ''Горе от ума'' следовало бы называть не
комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом жанровом его значении…Реализм ''Горе от ума'' это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».
Слайд 5
А.А. Лебедев
(«Грибоедов. Факты и гипотезы») «''Горе
от ума'' все пропитано стихией смеха, в самых разных
его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» — стихия сложнейше противоречивая….Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех», и тут и «едкость», «желчь», сатира.