Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Японская средневековая литература

Содержание

Хэйан (794-1192)Центром культуры была столица Хэйан-кё - «Столица мира и покоя» (нынешний Киото), устроенная по китайскому образцу. Население – 100 тыс. человек, из них к аристократии принадлежала десятая часть. По форме правления- сословно-иерархическое государство, где власть
Японская средневековая литература 1. Литература Хэйана 1.1. Дневниковая проза1.2. Моногатари2. Литература эпохи Хэйан (794-1192)Центром культуры была столица Хэйан-кё - «Столица мира и покоя» (нынешний ХэйанСуществовали как частные, так и государственные школы, и даже университет для высшей Японская поэзия Классическая японская поэзия связана со становлением вака – «японской песни», Кокинвасю«Песни страны Ямато прорастают из семян людских, обращаясь в бесчисленные листья слов. ХэйанК IX веку контакты с Китаем были ограничены, и начинается развитие национальной ХэйанПоэзия играла важнейшую функцию социальной коммуникации, формировала стиль жизни. При дворе были ПрозаДневники – никки (поденные записи) -впечатления, размышления о жизни, воспоминания, путевые заметки. ПрозаКагэро-никки - «Дневник эфемерной жизни». Автор – Митицуна-но хаха. Охватывает период 954-974гг. Проза Сарасина-никки - «Одинокая луна в Сарасина». Автор – «Дочь Такасуэ». XIв. Проза Дзуйхицу – «вслед за кистью» - эссе. Особенность жанра: записывать все, ПрозаРоманы – моногатари («говорят вещи»). Источники японского романа – денки, сказки и ПрозаВ романе сочетаются сказочные мотивы с реалистическим повествованием, с глубоким психологизмом. Сказка ПрозаГероических, рыцарских характеров нет, роман состоит из любовных историй. Обозначен конфликт личности ПоэзияСайгё (1118-1190). «Сайгё творил стихи, а другие их сочиняли». Авторский сборник- «Горная Камакура (1192-1333)Ориентация на самурайское сословие, междоусобная борьба кланов Тайра и Минамото, перенесение ПрозаПодвиги самураев воспевались в гунках -воинских сказаниях. Их передавали бродячие певцы - Муромати (1333-1573)Дзуйхицу: Кэнко-хоси, «Записки от скуки» - «Цурэдзурэгуса». Широта, раскованность, внутренняя свобода, Гэнроку (1688-1703)XVI-XVIIвв - расцвет городской культурыНовеллы Ихара Сайкаку (1642-1693) – «рассказы о Басё– хокку, трехстишия. Эстетическая категория – саби - «печаль одиночества»Ваби – «бедность», БасёНа голой веткеВорон сидит одинокоОсенний вечерОсень уже пришла!-Шепнул мне на ухо ветерПодкравшись к постели моей
Слайды презентации

Слайд 2 Хэйан (794-1192)
Центром культуры была столица Хэйан-кё - «Столица

Хэйан (794-1192)Центром культуры была столица Хэйан-кё - «Столица мира и покоя»

мира и покоя» (нынешний Киото), устроенная по китайскому образцу.

Население – 100 тыс. человек, из них к аристократии принадлежала десятая часть.
По форме правления- сословно-иерархическое государство, где власть принадлежала родовой аристократии. Велика была роль регента (кугё), как правило – из рода Фудзивара. Из этого же рода были все императрицы. Практиковалась система инкэ -отречение от трона императора в пользу сына в достаточно молодом возрасте.

Слайд 3 Хэйан
Существовали как частные, так и государственные школы, и

ХэйанСуществовали как частные, так и государственные школы, и даже университет для

даже университет для высшей знати – Дайгакурё. Наиболее престижным

был факультет «китайских наук», где изучали 6 конфуцианских дисциплин: ритуал, музыку, литературу, математику, стрельбу из лука, управление колесницей. К IX в. было известно 1600 названий китайских книг. Китайская философия и литература были основой образования.

Слайд 4 Японская поэзия
Классическая японская поэзия связана со становлением

Японская поэзия Классическая японская поэзия связана со становлением вака – «японской

вака – «японской песни», в эпоху Хэйан (794-1192). Главный

памятник – антология Кокинвакасю – «Собрание старых и новых песен Ямато». Составлена по указу императора, включает 1100 стихотворений в 20 свитках. Хронологические рамки – VIII-Х вв. Главный составитель: Ки-но Цюраюки. Разделы: времена года, любовь, разлука, странствия, славословия, скорбь, а также «разные песни».

Слайд 5 Кокинвасю
«Песни страны Ямато прорастают из семян людских, обращаясь

Кокинвасю«Песни страны Ямато прорастают из семян людских, обращаясь в бесчисленные листья

в бесчисленные листья слов. Все помыслы, что лелеют люди

в сердце, все, что видят и слышат – все высказывают в словах. Слушая трели соловья, что распевает среди цветов, или голоса лягушек, обитающих в воде, понимаем мы, что каждое живое существо слагает свои песни. Поэзия без усилия приводит в движение Небо и Землю, пробуждает чувства невидимых взору богов и демонов, смягчает отношения между мужчиной и женщиной, умиротворяет сердца яростных воителей. Песни эти родились с появлением Неба и Земли»


Слайд 6 Хэйан
К IX веку контакты с Китаем были ограничены,

ХэйанК IX веку контакты с Китаем были ограничены, и начинается развитие

и начинается развитие национальной литературы. Кукай (?) создал первую

японскую азбуку хирагана. Возрождается поэзия вака - японская песня.
Распространение буддизма: идея кармы – воздаяния за содеянное, идея бренности жизни, мимолетность ускользающей красоты, умение наслаждаться кратким мигом бытия.
Основная эстетическая категория – моно-но аварэ – «печальная красота вещей».

Слайд 7 Хэйан
Поэзия играла важнейшую функцию социальной коммуникации, формировала стиль

ХэйанПоэзия играла важнейшую функцию социальной коммуникации, формировала стиль жизни. При дворе

жизни. При дворе были популярны поэтические турниры: кудай-вака -

слагались пятистишия на заданную тему, обычно из китайского стихотворения.
Утаавасэ – поэтическое состязание двух команд. Эавасэ – слагали стихи на темы картин, показанных противником. Сочиненные стихи складывались в антологии. В Кокинвакасю входят несколько десятков стихотворений из поэтических турниров. Знать стихи и уметь их сочинять было очень престижно (история госпожи Сэнъёдэн).

Слайд 8 Проза
Дневники – никки (поденные записи) -впечатления, размышления о

ПрозаДневники – никки (поденные записи) -впечатления, размышления о жизни, воспоминания, путевые

жизни, воспоминания, путевые заметки. Первый - «Тоса никки» -

«Путешествие из Тоса в столицу» - написан поэтом Ки-но Цураюки от лица женщины

Слайд 9 Проза
Кагэро-никки - «Дневник эфемерной жизни». Автор – Митицуна-но

ПрозаКагэро-никки - «Дневник эфемерной жизни». Автор – Митицуна-но хаха. Охватывает период

хаха. Охватывает период 954-974гг. Автор – главный герой повествования,

в котором соединяются собственно дневниковые и мемуарные записи. Другие люди – через призму авторского восприятия.
События описываются от начала до конца, даже если они растянуты по времени. Повествование и главный герой неразделимы. Очень глубокая степень рефлексии.

Слайд 10 Проза
Сарасина-никки - «Одинокая луна в Сарасина». Автор

Проза Сарасина-никки - «Одинокая луна в Сарасина». Автор – «Дочь Такасуэ».

– «Дочь Такасуэ». XIв. О чем: путешествие в столицу,

отроческое увлечение романами, первые потери, жизнь в родительском доме до замужества, служба во дворце, паломничество, смерть мужа, одинокая старость.

Слайд 11 Проза
Дзуйхицу – «вслед за кистью» - эссе.

Проза Дзуйхицу – «вслед за кистью» - эссе. Особенность жанра: записывать

Особенность жанра: записывать все, что придет на ум, будь

то воспоминание, неожиданная мысль, бытовая сценка, раздумья о жизни – легко, непреднамеренно, непредвзято. Родоначальница жанра – Сэй-Сёнагон , автор «Макура-но соси» - «Записок у изголовья» , XIв.
Эстетический принцип – окаси, внешняя красота, радующая сердце. Текст разбит на фрагменты - даны, в свободном сочетании. Главное – мимолетное впечатление.

Слайд 12 Проза
Романы – моногатари («говорят вещи»). Источники японского романа

ПрозаРоманы – моногатари («говорят вещи»). Источники японского романа – денки, сказки

– денки, сказки и буддийские легенды. (О старике Такэтори,

о прекрасной Отикубо). Ута-моногатари – повествование со стихами. Самый известный роман - «Гэндзи-моногатари», автор – Мурасаки Сикибу, начало XIв.

Слайд 13 Проза
В романе сочетаются сказочные мотивы с реалистическим повествованием,

ПрозаВ романе сочетаются сказочные мотивы с реалистическим повествованием, с глубоким психологизмом.

с глубоким психологизмом. Сказка -чудесное рождение принца, его необыкновенная

красота (прозвище – «Хикару»- блистающий). Предсказание необычной судьбы, происки мачехи, злые духи.

Слайд 14 Проза
Героических, рыцарских характеров нет, роман состоит из любовных

ПрозаГероических, рыцарских характеров нет, роман состоит из любовных историй. Обозначен конфликт

историй. Обозначен конфликт личности и ее социальных обязательств. Даже

после преодоления юношеских заблуждений, Гэндзи вынужден переживать их последствия (карма). Композиция -цикличная

Слайд 15 Поэзия
Сайгё (1118-1190). «Сайгё творил стихи, а другие их

ПоэзияСайгё (1118-1190). «Сайгё творил стихи, а другие их сочиняли». Авторский сборник-

сочиняли». Авторский сборник- «Горная хижина». Буддист школы Сингон. Новые

проблемы, новое видение мира. Не «печальное очарование», а «полная гибель всерьез». Пейзаж -из условно-декоративного превращается в реалистичный. Эстетический принцип – югэн - «сокровенная красота, не до конца явленная взгляду».

Слайд 16 Камакура (1192-1333)
Ориентация на самурайское сословие, междоусобная борьба кланов

Камакура (1192-1333)Ориентация на самурайское сословие, междоусобная борьба кланов Тайра и Минамото,

Тайра и Минамото, перенесение столицы из Хэйана в Камакура

изменили отношение к литературе.
Дзуйхицу -через двести лет после Сэй-Сёнагон - Камо-но Тёмэй пишет «Ходзёки» - «Записки из Кельи» (1212г.), в стиле «парча из лоскутков», т.е. опираясь на высокую культуру прошлого, но темы иные: жестокость жизни, огрубление нравов, непрочность бытия, желание уйти от мира.

Слайд 17 Проза
Подвиги самураев воспевались в гунках -воинских сказаниях. Их

ПрозаПодвиги самураев воспевались в гунках -воинских сказаниях. Их передавали бродячие певцы

передавали бродячие певцы - «бива-хоси» - «монахи с лютнями».

В XIIIв эти рассказы составили основу для книги (постклассический эпос) – Повесть о доме Тайра. «Юкинага сложил сказания, Сёбуцу-монах записал».

Слайд 18 Муромати (1333-1573)
Дзуйхицу: Кэнко-хоси, «Записки от скуки» - «Цурэдзурэгуса».

Муромати (1333-1573)Дзуйхицу: Кэнко-хоси, «Записки от скуки» - «Цурэдзурэгуса». Широта, раскованность, внутренняя

Широта, раскованность, внутренняя свобода, стремление к совершенству.
Романы: «Сказание

о Ёсицунэ» -XVв, аноним – переосмысление самурайской традиции
Театр Но (XIV-XVвв.)

Слайд 19 Гэнроку (1688-1703)
XVI-XVIIвв - расцвет городской культуры
Новеллы Ихара Сайкаку

Гэнроку (1688-1703)XVI-XVIIвв - расцвет городской культурыНовеллы Ихара Сайкаку (1642-1693) – «рассказы

(1642-1693) – «рассказы о бренном мире» - укиёдзоси
Театр Кабуки;

автор – Тикамацу Мондзаэмон (1654-1724)
Поэзия Мацуо Басё (1644-1694)

Слайд 20 Басё
– хокку, трехстишия.
Эстетическая категория – саби -

Басё– хокку, трехстишия. Эстетическая категория – саби - «печаль одиночества»Ваби –

«печаль одиночества»
Ваби – «бедность», аскетическая простота
Сибуми – «горечь переживаемых

мнгновений»
Каруми – легкость в изображении серьезных вещей
Фуэки рюко – восприятие вечного в изменчивом и непостоянном.


  • Имя файла: yaponskaya-srednevekovaya-literatura.pptx
  • Количество просмотров: 126
  • Количество скачиваний: 0