по улицам родного города, хорошеющего на глазах, я любуюсь
красивейшими зданиями необычной и непривычной архитектуры. Мне очень захотелось узнать побольше об истории архитектуры, её традициях, основоположниках новых направлений, а также о том, что лежит в основе архитектурных пропорций, ритма, масштабности. И я понял, что основные формы и приёмы архитектуры проистекают из геометрии. Геометрия проявляется всюду, где нужна хотя бы малейшая точность в определении формы и размеров. Математика, в частности геометрия, представляет собой могущественный инструмент преобразования мира, в котором, по словам Готфрида Харби, «нет места для некрасивой математики».
Вступление
Любой человек, интересующийся архитектурой, сразу узнает этот резкий
профиль, круглые очки, тонкие поджатые губы, сосредоточенный взгляд. Кажется, что знаменитый архитектор увлечён очередным проектом. Обычно так и бывало: скупо позавтракав, Корбюзье покидал свою летнюю резиденцию – небольшой, удивительно аскетичный деревянный дом в Роксбрюн–Кап–Мартене – и шёл к воде. Смотрел на волны, любовался горизонтом и обдумывал, как запечатлеть эту красоту в фасадах домов.
Биография Ле Корбюзье
Шарль Эдуард Жаннере родился в Швейцарии в городке часовщиков Ла-Шо-де-Фон. Его отец говорил о сыне: «В его возрасте все волочатся за девушками, а он только и говорит, что о геометрии, рисовании, искусстве». Тихий, упрямый мальчишка с фантазией, с успехами по рисованию и черчению и тройками по физике и естествознанию с детства мечтал об архитектуре. Отец отдал мальчика в школу искусств. Так исчез Шарль, а на свете появился Ле Корбюзье – начинающий архитектор, взявший псевдонимом немного переиначенную фамилию предков..
06.10.1887 - 27.08.1965
Слайд 4
Имя Ле Корбюзье, крупнейшего
зодчего, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и
градостроительного искусства известно во всём мире. Он был почётным членом многих академий. Его называли «Леонардо нашего времени», поэтом жизни, гением. Он был успешным оратором, автором «Поэмы правильного угла» и множества манифестов во славу новой архитектуры. Он был обладателем золотых медалей Американского института архитекторов и Королевского института британских архитекторов.
Слайд 5
Творческий путь Корбюзье
прошёл в поисках новой трактовки принципов тектоники, ритма, пропорций
и других положений архитектурной композиции. Он постоянно стремился добиться нового расцвета эстетики архитектуры, искал эстетического единства архитектурной формы и окружающей природы, провозглашал главные принципы современной архитектуры: рационализм и функционализм. К проповеднику модернизма приезжали поучиться молодые архитекторы со всего мира – из Японии, Бразилии, Советской России… За глаза его называли «отец Корбю».
Архитектурное творчество
Узнаваемые элементы архитекуры Ле Корбюзье
Слайд 6
Начиная с 1922 года, Ле
Корбюзье построил небольшие дома – виллы, мастерские для ближайших
друзей. Уже тогда проявились основные черты его архитектуры, узнаваемые затем во всех его малых и грандиозных проектах: открытые столбы-опоры в нижних этажах зданий, поднимающие дом над землёй. Кажется, что дом парит в воздухе над зеленью. Вытянутые по горизонтали вдоль всего фасада ленточные окна, открывающие вид на окружающую природу, в более поздних работах – большие остеклённые плоскости фасада в стальных и железобетонных каркасных конструкциях. Плоские крыши – террасы с садом.
Слайд 7
Свободная планировка внутренних помещений, логически
завершённая, необычная, зачастую фантастическая. В оформлении интерьеров широко использовались
скульптурные композиции, живопись, литография, гобелены и мебель, выполненная по его рисункам, которая стала выпускаться только через 30 лет.
экспонируется теперь в Центре Ле Корбюзье, в здании, задуманном
самим архитектором как частный музей и носившем при его жизни название «Цюрихгорн».
Крыша – зонт (тент), раскинутый над стоящим под ним, но независимым от крыши, корпусом музея.
Слайд 9
Проблемы дома -
Ле Корбюзье
стал создателем нового монументального градостроительства, он всегда стремился к
свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания.
проблемы эпохи
Слайд 10
В течение полувека архитектор
отстаивал эти позиции, чтобы обеспечить всех и каждого достойным
человека жилищем. Он провозглашал: «Вырвем из сердца и разума отжившее понятие дома! Вычистим столицы от оплывших жиром особнячков! Дом – это машина для жилья». Отказавшись от форм и приёмов архитектуры прошлого, Корбюзье использовал её основные средства в композициях, новых по содержанию и форме. В современной технике и серийности индустриального строительства, в понятии дома как промышленного изделия массового производства он видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Каждая его новая постройка становится событием в художественном мире.
в Марселе Корбюзье построил свой знаменитый дом-лайнер – единый
жилой комплекс на 1600 человек – гордость Марселя.
Слайд 12
Небольшие квартиры-каюты с шикарным
видом из каждого окна. На «борту» есть всё: улицы
для прогулок, два этажа (6-ой и 7-ой) с магазинами, на крыше бассейн и шезлонги для солнечных ванн. Корбюзье говорил: «Как здорово, как красиво. Чётко, минималистично, ничего лишнего. А крутые лестницы, ведущие на площадки для солнечных ванн – это часть моциона, физкультура. На улицах опасно, а на крыше можно замечательно гулять с детьми и даже оставлять их одних – всё надёжно огорожено». Создание этого дома-гиганта стало триумфом Ле Корбюзье и новой архитектуры. Оно послужило прототипом жилых комплексов для других городов Европы.
Слайд 13
Лучезарный город
Разработал архитектор и проект
Лучезарного города на 3 млн жителей в пределах прямоугольника
размером примерно 7,5 на 4,5 км, т. е. на площади менее 40 км2. Центральную часть города должны были составлять гигантские стеклянные небоскрёбы – башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружён более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой домов с выступами, незатейливый орнамент которых охватывает просторные, хорошо озеленённые дворы. Весь город открыт солнцу и свету. К сожалению, данный проект, являющийся одним из ярких образцов идей урбанизма, не был воплощён в жизнь.
Слайд 14
Мировое архитектурное
наследие Ле Корбюзье
Но
как памятники гениальному архитектору остались грандиозные сооружения, построенные по
его проектам во многих странах.
Дом Центросоюза (ныне здание Госкомстата) в Москве – первенец советских административных зданий, рассчитанный на 3500 служащих. Всё здесь было ново: лаконичное решение фасадов, построенных на контрасте стеклянных поверхностей и глухих стен, облицованных артикским туфом. К сожалению, позже пространство между поддерживающими здание опорами было застроено, это лишило творение Ле Корбюзье первозданной лёгкости и стройности.
Слайд 15
Дворец конгрессов и культуры в Страсбурге.
Здание ООН
в Нью-Йорке.
Слайд 16
Дворец правосудия в Чандигархе (Индия).
Слайд 17
Ле Корбюзье сделал
всё, что мог. Величественные здания с солнцезащитными устройствами всех
видов (солнцерезы, лоджии), защищающими от знойных лучей, продуманной внутренней вентиляцией, тепло- и пароизоляцией, отлаженной акустикой и звукоизоляцией. Он использовал широкие пандусы, лестницы, эскалаторы, лифты, наружные подъёмники большой мощности. В зданиях предусматривалось размещение ресторанов, отелей, бассейнов. Дома, утопающие в парках и садах. Дороги, сконструированные так, что в городе никогда не было пробок. Но путь гения никогда не был лёгким. Двадцать лет подряд Корбюзье предлагал перестроить Брюссель, Москву, Париж, Антверпен, Цюрих и Женеву. Делал – бесплатно! – планы переустройства городов и повсюду получал отказ. Возможно, его планы были слишком радикальными.
Для Ле Корбюзье была очень важна точность пропорций, к которым могут привести как размеры, так и свет, расстояния, цвет, очертания, полная гармония применённых пластических средств. Значительную роль при этом играет и архитектурная форма. Здания Ле Корбюзье стоят по всему миру, и не одни только коробки и прямоугольники.
Французское посольство в Бразилии: канцелярия – семиэтажное здание, единственное цилиндрическое здание Ле Корбюзье, резиденция посла – вилла в форме параллелепипеда, обращённая к пруду.
Слайд 18
Криволинейные формы занимают значительное место
в постройках Чандигарха. В здании Ассамблеи основной архитектурный объём
имеет форму гиперболоида. В этом здании, настоящем храме бюрократии, громадном, подавляющем, через специальные отверстия в крыше несколько раз в год солнечный луч падает прямо на кафедру докладчика. В эти дни назначают самые важные собрания.
Иногда удивлялись: пророк прямых линий, геометрических построений строгой сетки вдруг стал делать проекты, где линии были кривыми, улицы извилистыми. Лёгким изгибом стены Корбюзье придавал маленькому сооружению видимость огромной протяжённости, своей вогнутой поверхностью здание вбирало весь окружающий пейзаж.
Интересна по форме церковь Сен-Пьер во французском городе Фирмини – усечённый конус, похожий на гриб-боровик.
Слайд 19
Капелла в Роншане. Здесь мастер
впервые применил упруго-изогнутые плоскости несущих стен, над которыми как
бы взлетает, образуя огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного железобетона. Небольшие оконные прорези разных размеров и форм создают в интерьере сказочный эффект.
Слайд 20
Доминиканский монастырь в Ла-Туретте близ Лиона.
Когда одного монаха спросили, почему постройку
монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил: «Для красоты нового монастыря». Монахи знали, что знаменитый мастер создаст им архитектурный шедевр. Церковники не обманулись в своих расчётах: туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт, так же как и в Роншан.
Слайд 21
Эти антиподы в творчестве великого
зодчего, различные философии в архитектуре связаны воедино гаммой архитектурных
пропорций – «модулором». В 1945 г. Корбюзье создаёт модулор – систему модульной унификации, новых пропорциональных отношений, в основу которой положены размеры человеческого тела. В разных странах размеры исчислялись по-разному – в Англии, например, в футах и дюймах. 7 апреля 1795 г. во Франции была введена метрическая система мер, в разработке которой участвовали такие крупнейшие учёные, как Лаплас, Монж, Кондорсе. За единицу длины – метр – была принята 1/10000000 часть ¼ длины парижского географического меридиана. Но начиная с XX в. в архитектуру пришли невиданные объёмы и темпы строительства. Проектирование архитектурной среды стало преимущественно типовым, а сама архитектура – индустриальной. В этих условиях строительные элементы необходимо было стандартизировать и унифицировать. Необходимо было соизмерить футы, дюймы, метры… Ле Корбюзье просчитал, что антропометрические меры как нельзя лучше приспособлены для конструирования архитектурной среды и содержат в себе замечательные пропорции, позволявшие древним мастерам создавать прекрасные памятники архитектуры. И дикарь во все времена и повсюду, и носитель высокой культуры (египтянин, халдей, грек и др.) – все они всегда и везде строили, а следовательно, измеряли, располагая вечными постоянными, драгоценными средствами, потому что мерой был сам человек. Эти средства имели свои названия: локоть, палец (толщина пальца), дюйм (большой палец), фут (стопа), пядь, шаг и т. д. Все эти меры – отдельные части человеческого тела, служившие удобным средством для измерений, необходимых при постройке хижин, домов, храмов.
Модулор
Слайд 22
В книге «Модулор» (1950) Корбюзье
изложил основные принципы системы композиционного построения и пропорционирования. Модулор
– это средство измерения, основой которого являются рост человека и математика. Берётся не только средний рост человека, но размеры сидящей фигуры, стопы, длина его руки, шага и т. д.
Слайд 23
Человек с поднятой рукой даёт
нам точки, определяющие занятое пространство: нога, солнечное сплетение, голова,
кончик пальцев поднятой руки – 3 интервала, обусловливающие серию золотого сечения, называемою рядом Фибоначчи. Шкала модулора, построенная исходя из роста человека в 6 футов, легко переводилась для футов-дюймов в целые числа на всех ступенях. Ранее метрические меры было практически невозможно выразить в измерении фут-дюйм. Модулор добивался унификации такого разнобоя в дальнейшем во всех странах, он автоматически осуществил преобразование метра в фут-дюйм. Модулор примирил английскую и французскую системы мер, а также античные традиции. В модулоре воплощён принцип гармонии: «Из всего – единое, из единого – всё». По мнению автора, модулор вносит порядок, стандарт в производство и в то же время связывает все его элементы законами гармонии.
Слайд 24
Великий Эйнштейн систему пропорционирования в
архитектуре – модулор – сравнивает с музыкальной гаммой, а
его великий соотечественник Гёте называет архитектуру отзвучавшей музыкой. Идеи стандарта и гармонии, заложенные в модулоре, не перестают волновать архитекторов. Вечный поиск совершенной гармонии продолжается. Архитектором Я. Д. Гликиным разработана универсальная система пропорциональности, которая вбирает в себя все известные до сего времени системы пропорционирования: системы триангулирования на египетском и на равностороннем треугольнике, системы Витрувия, Альберти, Хембиджа, Месселя, Шевелёва; систему древнерусских мер и модулор Корбюзье.
Гениальный архитектор Ле Корбюзье говорил: «В архитектуре всё должно быть ясно, как вот эта линия горизонта, на которую я смотрю каждое утро. Иногда мне кажется: как было бы здорово умереть, плывя навстречу солнцу».