Слайд 2
Литература
Курс высшей математики: Смирнов В.И. , 1-й т.,
М., Наука, 1974. – 480с.
Курс высшей математики, Смирнов В.И.,
2-й т., М., Наука, 1974. – 656с.
Введение в математические основы САПР: Д. М. Ушаков — Санкт-Петербург, ДМК Пресс, 2012 г.- 208 с.
Введение в современные САПР: Владимир Малюх — Москва, ДМК Пресс, 2014 г.- 192 с.
Любые книги по Solid Works
Слайд 3
План
Кусочные кривые и их гладкость .
Билинейный лоскут.
Поверхности сдвига
и вращения.
Линейчатая поверхность.
Лоскут Кунса.
Эрмитова кривая.
Бикубическая поверхность.
Кривые и поверхности Безье.
Сплайн-интерполяция.
Рациональные
кривые и поверхности
Граничные модели. Корректность граничных моделей
Пакеты геометрического моделирования
Слайд 4
Кусочные кривые и их гладкость
-
непрерывность кривых и поверхностей - непрерывность k-x
производных их параметрических
уравнений .
Кривые составляются из криволинейных сегментов
Поверхности - из лоскутов разной параметризации.
- непрерывность – непрерывность направления (единичного
вектора) k-й производной параметрического уравнения
Пример. Для сходимости итерационных методов второго порядка
(например, метода Ньютона-Рафсона) необходимо, чтобы
рассматриваемые кривые и поверхности имели - непрерывность.
Слайд 5
Кусочные кривые и их гладкость
Уравнения кривых и поверхностей
записываются в некой
удобной системе координат.
Для преобразования в глобальную систему
координат
используются аффинные трансформации.
Аффинное пространство:
задается двумя непересекающимися множествами - точек и векторов;
задается операцией откладывания точки от другой точки с помощью вектора;
задается обратной операцией вычисления вектора, соединяющего две точки.
множество векторов должно образовывать евклидово пространство (линейное пространство со скалярным произведением).
Слайд 6
Кусочные кривые и их гладкость
В случае САПР:
трехмерное
аффинное пространство;
определено векторное произведение;
точки и векторы в
этом пространстве могут задаваться тройками вещественных чисел.
Соглашение о нотации
Точки: P, Ω, …
Векторы: е, θ, …
Скалярные величины: x, α, …
Скалярное произведение: (u, v)
Векторное произведение: u^v
Слайд 7
Билинейный лоскут
Лоскут - конечная поверхность, представленная в
виде
области отображения прямоугольника в параметрическом
Пространстве
(зачастую
)
Простейший лоскут – билинейная поверхность,
задаваемая четырьмя граничными вершинами:
Р(0,0) = Р00, Р(0,1) = Р01
Р(1,0) = Р10, Р(1,1) = Р11.
Уравнение билинейного лоскута:
Р(u,v) = (1-u)(1-v)P00 + (l-u)vP01+ u(1-v)Р10 +uvP11.
Слайд 8
Поверхности сдвига и вращения
Поверхность сдвига (swept surface)
задается точками заданной кривой
P(f)=(x(t), y(t), z(t)),
, при ее
движении в заданном направлении
е=(еx, еy , еz). Параметризация
поверхности сдвига: Р(u,v)=Р(u) + ve.
Поверхность вращения описывается движением заданной кривой (Р1(t)) вдоль направляющей кривой (Р2(t)). Уравнение обобщенной поверхности:
Р(u,v)=P1(u) + P2(v) - Р2(0),
Слайд 9
Линейчатая поверхность
Линейчатая поверхность (ruled surface) - способ
задания поверхности по двум кривым Р1(t) и Р2(t),
Параметрическое уравнение линейчатой поверхности:
Р(u,v) = uP1(v) + (1-u)P2(v),
Слайд 10
Лоскут Кунса
Лоскут Кунса (Coons' patch) - обобщение
поверхности
сдвига и линейчатой поверхности. Задается четырьмя
граничными кривыми
P0(t), Р1(t), Q0(t), Q1(t), образующими
замкнутый контур в трехмерном пространстве:
P0(0)= Q0(0)=P0,0,
P0(1)=Q1(0)=P0,1 ,
Р1(0)=Q0(1)=P1,0 ,
Р1(t)=Q1(t)=P1,1.
Параметрическое уравнение лоскута Кунса:
P(u,v)=(l-u)P0(v) + uP1(v) + (l-v)Q0(u) + vQ1(u) –
(l-u)(l-v)P0,0-u(1-v)P1,0-(1-u)vP0,1 –uvP1,1
Замечание: лоскут Кунса позволяет контролировать форму
поверхности на ее границах, но не между ними
Слайд 11
Эрмитова кривая
Кубическая кривая - основной примитив при
работе в САПР.
Эрмитова кривая - геометрический способ задания
Кубической кривой: с помощью концевых точек и
касательных векторов в них.
Уравнение Эрмитовой кривой:
Р(t)= (1 – 3t2 + 2t3)P0 + (3t2 – 2t3)Р1, +(t- 2t2 + t3)P0’ + (-t2+t3)P1’,
при этом
P(0)= P0,
P(l) =P1,
P'(0) = P0’,
P'(1) = P1’,
Слайд 12
Бикубическая поверхность
Бикубическая поверхность (bicubic surface) задается
алгебраически
с помощью 48 (!) коэффициентов.
Для задания БП необходимы:
Четыре
граничные точки Р00, Р01, Р10, Р11.
Восемь касательных векторов в этих точках.
Четыре вектора кручения.
БП - обладающая кубической
кривизной как в направлении
М, так и в направлении N
поверхность, «натянутая» на
четыре пространственные
кривые
Слайд 13
Кривые и поверхности Безье
Недостаток Эрмитовой кривой: можно определить
поведение кривой только в граничных точках.
Кривая Безье - конструктивно
задаваемая кривая, форму
которой можно контролировать в промежуточных, так
называемых контрольных, точках.
Кривая Безье задаётся опорными точками.
Слайд 14
Кривые и поверхности Безье
Точки не всегда на кривой.
Степень
кривой равна числу точек минус один.
Кривая всегда находится внутри
выпуклой оболочки, образованной опорными точками:
Благодаря (3) в компьютерной графике можно оптимизировать
проверку пересечений двух кривых – если их выпуклые
оболочки не пересекаются, то и кривые тоже не пересекутся.
Слайд 16
Кривые и поверхности Безье
Координаты кривой описываются в зависимости
от
параметра t є [0,1]
Для двух точек:
P = (1-t)P1 + tP2
Для
трёх точек:
P = (1−t)2P1 + 2(1−t)tP2 + t2P3
Для четырёх точек:
P = (1−t)3P1 + 3(1−t)2tP2 +3(1−t)t2P3 + t3P4
Слайд 17
Кривые и поверхности Безье
Вместо Pi подставляют координаты i-й опорной точки
(xi,
yi). Эти уравнения векторные, то есть для каждой из
координат:
x = (1−t)2x1 + 2(1−t)tx2 + t2x3
y = (1−t)2y1 + 2(1−t)ty2 + t2y3
Вместо x1, y1, x2, y2, x3, y3 подставляются координаты трёх
опорных точек. В то время как t пробегает множество
от 0 до 1, соответствующие значения (x, y) образуют
кривую.
Слайд 18
Кривые и поверхности Безье
Кривая Безье определяется вершинами многогранника,
который единственным образом задает форму кривой.
Кривой принадлежат первая
и последняя вершины, другие
вершины характеризуют производные, порядок и вид кривой.
Параметрическое представление кривой Безье:
, ,
где базис Безье-Бернштейна, или функция аппроксимации
, где
- это i-я функция базиса Бернштейна порядка n.
Слайд 20
Кривые и поверхности Безье
Пусть заданы вершины многоугольника
Безье
В0[1, 1], В1[2, 3], В2[4, 3], В4[3, 1].
Найти семь
точек, лежащих на кривой Безье.
Рассмотрим уравнения (5-62) - (5-64):
,
где
и
Слайд 21
Кривые и поверхности Безье
В нашем случае n=3, так как
имеется четыре вершины.
Отсюда
и
,
,
,
.
Слайд 22
Кривые и поверхности Безье
Итак,
Коэффициенты
для кривой Безье
для различных значений t
Слайд 23
Кривые и поверхности Безье
Точки на кривой:
Слайд 24
Кривые и поверхности Безье
Применение:
В компьютерной графике, моделировании, в
графических редакторах;
Шрифты описываются с помощью кривых Безье;
В веб-разработке –
для графики на Canvas (создание растрового двухмерного изображения при помощи скриптов ) или в формате SVG (обеспечения векторной графической поддержки для Web-браузеров );
В CSS-анимации, для задания траектории или скорости передвижения.
CSS - Cascading Style Sheets
(каскадные таблицы стилей) –
это язык описания внешнего
вида веб-страницы .
Слайд 25
Кривые и поверхности Безье
Недостатки кривых:
С помощью кривых Безье
нельзя точно представить конические сечения;
Алгебраическая степень кривых растет вместе
с числом контрольных точек, что весьма затрудняет численные расчеты..
Слайд 26
Кривые и поверхности Безье
Алгоритм перехода от кривых к
поверхностям Безье
(1-й способ)
Вводятся образующие кривые Безье, имеющие одинаковую
параметризацию.
При каждом значении параметра по точкам на этих кривых в свою очередь строится кривая Безье.
Перемещаясь по образующим кривым, получаем поверхность, которая называется поверхностью Безье на четырёхугольнике.
Областью задания параметров такой поверхности является прямоугольник.
Слайд 28
Кривые и поверхности Безье
Естественное обобщение полиномов Бернштейна на
случай двух переменных (второй способ)
Используются сегменты Безье, определяемые с
помощью
произведения полиномов Бернштейна
где и = и0(1 - t) + u1t и v = v0 (1 - S) + v1 s; S, t є [0, 1]
Большие куски поверхностей можно получать из
сегментов Безье.
Поверхность, которая задается
таким полиномом, называется
поверхностью Безье на треугольнике.
Слайд 29
Кривые и поверхности Безье
Как бороться с алгебраической степенью
сложной кривой?
Способ известен давно – достаточно построить кривую,
состоящую
из гладко сопряженных сегментов, каждый из
которых имеет ограниченную алгебраическую степень.
Такие кривые называются сплайнами (Исаак Шёнберг, 1946).
Карл де Бур - “On calculating with B-Splines” (1972), “The
numerical evaluation of B-Splines” (1972) -установлена связь
между геометрической формой составной кривой и
алгебраическим способом ее задания.
Слайд 30
Кривые и поверхности Безье
Однородные В-сплайны (Basic spline) являются
обобщением кривых
Безье. Уравнение В-сплайна степени k - 1,
определяемого п + 1
точками, имеет вид, аналогичный кривой Безье:
,
где сопрягающие функции не являются многочленами
Бернштейна, а определяются следующим рекурсивным образом:
Слайд 31
Рациональные кривые и поверхности
Недостаток кривых Безье и В-сплайнов:
с их помощью нельзя
точно аппроксимировать конические сечения
Рациональная
кривая Безье:
hi=0, - обычная поверхность Безье,
h0=h1=1, h2=cosθ - дуга окружности
Кен Версприл (1975) - NURBS (non-uniform rational B-spline) –
неоднородные рациональные B-сплайны.
Слайд 32
Сплайн-интерполяция
Сплайн (от англ. spline, от flatspline — гибкое
лекало, гибкая плазовая
рейка — полоса металла, используемая для
черчения кривых линий) —
функция, область определения которой разбита на конечное число
отрезков, на каждом из которых сплайн совпадает с некоторым
алгебраическим многочленом.
Универсальный математический аппарат для описания, хранения,
преобразования, анализа и представления.
Слайд 33
Сплайн-интерполяция
Сплайны представляют собой сегменты Эрмитовых кривых
или В-сплайновых
кривых третьей степени, гладко
совмещенных друг с другом (G2)
и проходящих через
задающие их точки.
Сплайновые поверхности состоят из гладко спрягающихся
бикубических лоскутов или
В-сплайновых поверхностей.
Слайд 34
Сплайн-интерполяция
Применение:
в системах автоматизированного проектирования для задания линий и
поверхностей;
в задачах перекодировки звукового сигнала;
в описании законов движения;
в задачах
прогнозирования;
проектирование автомобильных дорог (сплайн-трассирование) и т.д.