Слайд 2
Актуальность выбранной темы:
Освоение детьми окружающего мира начинается
с познания свойств и отношений (т.е признаков) предметов. Освоенность
таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности - игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Уровень сформированности операций классификации и сериации является центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Слайд 3
Цель:
Формирование мыслительных операций, через освоение детьми алгоритма сужения
поля поиска.
Задачи:
Развить у ребенка умение задавать вопросы,
сужающие поле поиска;
В игровой форме быстро научить ориентировке в линейном (одномерном) пространстве;
В игровой форме обучить умению ориентироваться в плоскостном (двухмерном ) пространстве.
В игровой форме обучить умению ориентироваться в объемном (трехмерном ) пространстве, используя разные точки отсчета.
Обучить детей классификационным умениям.
Слайд 4
Основные виды пространственных
игр «Да – Нет»
Линейная (одномерная)
игра «Да – Нет» (горизонтальная, вертикальная, удаленная)
Плоскостная (двухмерная) игра
«Да – Нет» (горизонтальная, вертикальная)
Объемная (трехмерная) игра «Да – Нет»
(в комнате – взгляд изнутри, в коробке – взгляд сверху)
Слайд 5
Линейная игра «Да – Нет»
Задачи:
Способствовать умению детей находить центральный предмет в линейно выстроенном
ряду.
Развить умение находить правую и левую части линейного ряда.
Обучить умению сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11.
Обучить умению находить серединное число и задавать вопросы: «Больше (или меньше) серединного числа?».
Ввести в словарь слова «право – лево», «середина», «дальше - ближе», «выше - ниже», «между», «перед», «крайние».
Слайд 6
Игра - тренинг линейная «Да
– Нет»
Она может быть расположена горизонтально, вертикально или
удаляться по отношению к играющим.
Слайд 7
Плоскостная игра «Да – Нет»
Задачи:
Развить умение сужать поле поиска
объекта на плоскости.
Обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
Развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.
Обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр, угол, сторона плоскости.
Слайд 8
Игра – тренинг «Да – Нет» на горизонтальной
и вертикальной плоскости.
Слайд 9
Объёмная игра «Да – Нет»
Задачи:
развить
умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
в
игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
обогатить словарь ребенка терминами: «впереди – сзади», «в середине», «правая – левая» часть комнаты, «выше – ниже» уровня глаз, «передняя – задняя» часть комнаты, «угол», «сторона».
развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Слайд 10
Игра – тренинг «Да – Нет» угадай, где
находится игрушка в комнате.
Слайд 11
Основные виды классификационных
игр «Да – Нет» можно
разделить на два больших раздела:
Игры «Да – Нет»
на загаданный объект природного мира
Игры «Да – Нет» на загаданный объект рукотворного мира
Слайд 12
Обучение детей классификационным умениям
Задачи:
Развить умение детей классифицировать объекты материального
мира.
Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, по месту нахождения, по наличию общих частей, по материалу, по цвету, по форме, по времени создания и т.д.
Способствовать умению детей классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.
Способствовать умению детей классифицировать объекты живой природы на растительный и животный мир.
Растительный мир делить по признакам и значениям признаков.
Животный мир делить по группам (насекомые, птицы, рыбы, звери, человек ).
Способствовать умению детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления признака и значения признаков загаданного объекта.
Слайд 13
Ознакомление детей «Мир вокруг нас»
Слайд 14
Дидактические игры по классификации
предметов:
«Назови одним словом»
«Четвёртый
лишний»
«Что лишнее»
«Раз, два, три, мяч возьми и
… назови»
«Поможем золушке»
«Мир вокруг нас»
«Рукотворный и природный мир»
«Все в мире перепуталось»
«Я еду на север»
«Рыбы – птицы – звери»
и мн. др. игры
Слайд 16
В зависимости от образовательных задач тренинги на основе
игры «Да – Нет» могут быть
использованы в разных областях: математике, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучение в изобразительной деятельности, ознакомление с художественной литературой и др.
Слайд 17
Для работы с детьми были созданы пособия и
картотеки игр - тренингов по теме.
Слайд 18
Практические результаты:
Дети обучились навыкам задавать вопросы, сужающие поле
поиска;
В игровой форме приобрели умение ориентироваться в линейном (одномерном),
в плоскостном (двухмерном ), в объемном (трехмерном) пространстве;
Дети научились классифицировать объекты материального мира.
Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению.
Классифицировать объекты живой природы на растительный и животный мир.
Растительный мир делить по признакам и значениям признаков.
Животный мир делить по группам (насекомые, птицы, рыбы, звери, человек).
Слайд 19
Перспективы:
Побуждать детей задавать вопросы по сужению
поля поиска в одномерном, двухмерном пространстве в зеркальном варианте.
Продолжать учить сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11 на память.
Учить формулировать вопрос по поиску объекта с точки зрения ведущего.
Продолжать учить детей классифицировать объекты живой природы на растительный, животный мир, грибы, мхи, микробы.
Животный мир делить на группы: насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные, земноводные, моллюски, черви, пресмыкающиеся, человек и некоторые другие классификационные группы.
Формировать навыки анализа ситуаций . Игра «Да – Нет» (ситуационная)