Слайд 2
цель
Познакомить учащихся с изображением человека в искусстве разных
эпох, с историей возникновения портрета;
развивать понимание того, что
в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Слайд 3
Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется
портретом.
Слайд 4
Портрет – изображение человека или группы
людей в произведениях живописи, скульптуры, графики. Необходимое требование, предъявляемое
к портрету, передача индивидуального сходства.
Само слово «портрет» произошло от латинского. Его можно перевести как «извлечение сущности», т.е. выявление внутреннего содержания. Портретист должен не только нарисовать его, но и передать качества человека. Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.
Слайд 6
Искусство донесло до нас лица разных эпох и
народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя,
но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя.
Ф. Липпи. Фрагмент храмовой
Росписи. Фреска. Италия. XV в.
Слайд 7
Из истории возникновения портрета.
Искусство портрета родилось несколько тысяч
лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра
– гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня
Слайд 8
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий назад. Первые портреты
были созданы египтянами. Одним из известных портретов того времени
является портрет Нефертити.
Слайд 9
При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены
дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед поражёнными исследователями
предстали ошеломляющие реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Их взор обращён к нам, в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.
Слайд 10
Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции.
Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги
перед страной.
Слайд 11
Для римского портрета характерно с самого начала пристальное
внимание к изображению индивидуальных черт. В Древнем Риме заказчиками
были знатные горожане и члены их семей.
Портрет императора Филиппа
Мрамор. Древний Рим. I в.
Слайд 12
Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения.
Слайд 13
Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17
веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ
и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.
Слайд 14
Князь М.В. Скопин-Шуйский Парсуна. 17 век
В
русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в
XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».
Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно. К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства
Слайд 15
В Россию жанр портрета пришел только в 18
веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала
на портретах, называвшихся тогда «парсунами» или «персонами», изображали самого царя и его приближенных. Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства
Слайд 16
парадные
Портреты было принято делить на
камерные
Слайд 17
Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение
героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер.
О. А. Кипренский.
Портрет Е. В. Давыдова. Масло.
Россия. XIX в.
Слайд 19
Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором
большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно
приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний.
Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа
Слайд 20
Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Слайд 21
Во второй половине 19 века романтизм уступает место
реализму, а парадный портрет – камерному. Большую роль в
этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.
Слайд 23
«Торжественное заседание Государственного Совета» вмещает в себя восемьдесят
одну модель, и все написаны с портретным сходством.
Слайд 24
Из всего огромного количества портретов в мире
есть один, о котором знает практически каждый человек на
земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку.
Леонардо да Винчи «Джоконда»
Слайд 25
Ф.Рокотов
Портрет А.П.Струйской
Николай Заболоцкий
"ПОРТРЕТ"
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва
закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее
глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Слайд 26
Вывод: портрет-это художественный образ человека. В нем должна
ощущаться конкретная личность с присущими ей , и только
ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.