Слайд 2
Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один
из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и
Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв.
Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма.
Было призвано прославлять могущество церкви и светской аристократии, стиль тяготел к парадной торжественности и пышности.
Стиль барокко получил распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.
Слайд 3
Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где
работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава
демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
У истоков традиции искусства барокко в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века – первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века были характерны неестественность и стилевая неопределённость.
Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Слайд 4
Караваджо, Микеланджело (1573 – 1610), итальянский живописец. Учился
в Милане (1584 – 1588); работал в Риме (до
1606), Неаполе (1607 и 1609 – 1610), на островах Мальта и Сицилия (1608 – 1609).
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Слайд 5
Микеланджело Караваджо. Лютнист. 1596
Слайд 6
Караваджо. «Юдифь и Олоферн». 1598 г.
Слайд 7
Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и
искусстве конца 16 – середины 18 вв., барокко утвердилось
в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом, абсолютных монархий).
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии.
Барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре.
Караваджо. «Мадонна с четками».
1606 – 1607
Слайд 8
Рени, Гвидо (4 ноября 1575, Болонья – 18
августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко.
Рени был
выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы.
Он учился непосредственно у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.
Слайд 9
Гвидо Рени.
Коронование Девы Марии, 1595 – 1598
Слайд 10
Гвидо Рени. Мария Магдалена. Ок. 1600
Слайд 11
Гвидо Рени.
«Св. Иероним и ангел», 1635
Слайд 12
Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со
сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Гвидо
Рени.
«Архангел Михаил», 1636г.
Слайд 13
Гвидо Рени. «Похищение Европы», 1630 – 1640
Слайд 14
Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость,
интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и
реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Для искусства барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры изображены торжественно, выражения лиц чувственны. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, особое внимание уделялось материалистическому изображению.
Слайд 15
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.)
– голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам.
В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. С 1640-х гг. в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.
Слайд 16
В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в
основе которых был заложен драматический конфликт – религиозного, мифологического
или аллегорического характера.
Рембрандт «Валаамова ослица»,1626
Слайд 17
Рембрандт. «Неверие св.Фомы». 1634
Слайд 18
Рембрандт. «Флора».
1634. Санкт- Петербург, Эрмитаж.
Слайд 19
Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Авраама
Слайд 20
Рембрандт. «Пир Валтасара", 1635
Слайд 21
Рембрандт. "Ослепление Самсона", 1636
Слайд 22
Рембрандт. "Даная", 1636. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 23
В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту
– умирает Саския.
В этом же году он пишет
своё самое выдающееся и известное полотно "Ночной дозор", композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.
Слайд 24
Рембрандт. "Ночной дозор",1642. Рексмузеум, Амстердам
Слайд 25
Рембрандт. «Сусанна и старцы», 1647
Слайд 26
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и
многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости;
его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.
Рембрандт. «Хендрикье, входящая в реку», 1654
Слайд 27
Рембрандт. "Портрет Хендрикье Стоффельс"
Ок.1657, Гос. музей. Берлин
Последние работы
Рембрандта поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта перед
зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. – сына Титуса).
Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников.
Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.
Слайд 28
Самые характерные черты барокко – броская цветистость и
динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу
римской католической церкви.
За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а например, в Британии его влияние было незначительным.
Слайд 30
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в
Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть
сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
Характерные детали барокко – теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Слайд 31
Капелла Коранаро в церкви
Санта-Мария-делла-Витториа
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием
живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви
Санта-Мария-делла-Витториа (1645 – 1652 гг.).
Она впечатляет своим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры. На этом месте с 1605 года орденом босоногих кармелитов строилась церковь св. Павла.
После битвы в 1620 году на Белой горе она была переосвящена в честь Девы Марии и победы католиков над врагами веры. Украшение интерьера продолжалось с середины до конца XVII века.
Слайд 32
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и
укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18
века.
Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.)
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 века барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Слайд 33
Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба – стали
пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно
разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство.
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки: 1764 – 1768. Барокко
Собор св. Андрея Первозванного
Слайд 34
Архитектор: Кваренги Д. Год постройки: 1761 – 1769,
1783. Стиль: барокко
Собор Владимирской иконы Божией Матери с
колокольней
Слайд 35
Архитектор: Чевакинский С. И. Год постройки: 1753 –
1755. Стиль: барокко
Дворец И. И. Шувалова
Слайд 36
Собор св. равноапостольного
князя Владимира –
Князь-Владимирский собор
Архитекторы:
Земцов М. Г.
Ринальди А. Старов И. Е.
Год постройки:
1789
Стиль: барокко
Слайд 37
Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки: 1730 – 1740.
Стиль: барокко
Здание Первого Кадетского корпуса
Слайд 38
Летний дворец Петра I в Летнем саду
Решетка Летнего
сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770 – 1784 гг.)
Слайд 44
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к
суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается
хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон).
Слайд 45
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный
мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались
с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами.
Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Слайд 46
Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман
(Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).
Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»).
В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.
Слайд 47
На западе в области романа выдающийся представитель –
Г.Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы – П. Кальдерон
(Испания).
В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д.Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М.Ломоносов.
Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали ее тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом.
В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя.