Слайд 2
Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с
III тысячелетия до н. э. до I века до
н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.
В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.
Слайд 3
Но сами греки свою страну называют Элладой, а
себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние
римляне.
Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д.
Слайд 5
Скульптура
Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов)
была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на
Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях. Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.
Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.
Фидий ( ок . 490 до н. э .- ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.
Слайд 6
Фидий «Афина Парфенос»
Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до
н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Богиня
Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.
Высота статуи 13 м. Выполнена из золота и слоновой кости.
Слайд 7
Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
Эта статуя – третье
чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V
в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.
Слайд 9
Поликлет старший
Древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе во второй половине V в. до н. э.
Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.
Поликлет «Дорифор»
Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)».
Эта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.
Слайд 11
Пракситель
Древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг
совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.
Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Копия
Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).
Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)
Слайд 13
Вазовая живопись
Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не
сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.
Чернофигурная
амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.
Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж).
Слайд 15
Архитектура Древней Греции
Строительство храмов, главная архитектурная задача у
греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве
других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.
Слайд 16
Основные элементы греческого зодчества
Важную роль играла в греческой
архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли
себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
Греческая архитектура делится на несколько периодов.
Вещественных памятников архаического периода (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) )не сохранилось.
Слайд 18
Ранне-классический период
(590 до н. э. - 470 до
н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый
и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.
Вид на руины храма Артемиды в Эфесе -
Слайд 20
Классический период
(470 до н. э. - 338 до
н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает
господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.
Храм Ники Аптерос
К этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.