Слайд 2
Русский народный женский костюм в зеркале истории.
Слайд 3
Задача: познакомиться с традиционным русским женским костюмом, его
элементами, украшением.
Слайд 4
Красна девица идет,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента
алая в косе,
На головушке перо.
А сама-то величава,
Выступает словно пава.
Слайд 5
Схема урока
- познакомиться с историей костюма
- изучить
детали женского костюма
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу
Слайд 6
Одежда на Руси.
Одежда на Руси была
свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда
из красной ткани.
Слайд 7
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская одежда молодых женщин.
Слайд 8
Рубаха
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась
из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей
женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Слайд 10
С 19 века в быт входят пестротканые рубахи
из хлопчатобумажной ткани фабричного производства.
Слайд 11
Рубаха простого народа шилась из домотканой льняной материи
Слайд 12
Два основных комплекта женского костюма
Рубаха с сарафаном
Рубаха с
панёвой
Слайд 13
Сарафан
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной
полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд 14
Праздничная одежда, север России
Слайд 15
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний
Слайд 16
Понёва
Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из
трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии
плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Слайд 17
Понёва – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность
одежды русской замужней женщины.
Слайд 18
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии
Слайд 19
Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль:
защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.
Слайд 20
Епанечка
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов,
шилась из парчовой ткани.
Душегрейка.
Она напоминала маленький
сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Слайд 22
На сарафан в холода надевали душегрею
Слайд 23
Барышни и дворянки одевали по верх рубашки «летник»,
как правило, из богато расписанного щёлка, так же застёгнутый
сверху до низу на пуговицы, но уже с рукавами.
Слайд 24
В прохладную погоду носили «Опашень» - уличную одежду
с рукавами, тоже очень длинными
Слайд 26
Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан
с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц.
Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Слайд 27
Головной платок был одной из основных частей женского
костюма.
Слайд 28
Сорока
Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник,
сорока
Повойник
Слайд 29
1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в.
2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.
1.
2.
Слайд 32
Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие
только лоб и затылок
Коруна
Повязка-лента
Венец
Слайд 33
1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в.
2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в.
3.
"Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в.
Слайд 34
По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником
из бисера.
Слайд 36
Женский костюм
Рубахи и сарафаны украшались
вышивкой.
Слайд 37
Одежда, украшенная вышивкой, служила оберегом, защитой от злых
сил.
Слайд 38
Русский народный костюм в произведениях известных художников
И.А. Аргунов.
Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки
.
Слайд 39
Русский народный костюм в произведениях известных художников
В.Е. Маковский.
Крестьянка
А.Г.Венецианов. На пашне.
Слайд 45
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
Слайд 46
Домашнее задание
Стр. 152-157 ответить на вопросы