Слайд 2
Отечественные и зарубежные исследователи в области педагогики искусства
утверждают, что рисование даже без какого-либо вмешательства учителя и
психолога – мощное средство самовыражения, которое помогает школьникам и студентам самоидентифицироваться и обеспечивает путь для проявления чувств.
Рисуя, человек учится узнавать мир, а значит что-то узнавать и открывать в самом себе. Образы искусства преобразующе воздействуют на внутренние, самоисцеляющие ресурсы человека и благотворно влияют на развитие его творческих возможностей.
Посредством изобразительной деятельности реализуется потребность человека выразить себя.
Ученые утверждают, что изобразительная деятельность имеет не только творческий, но и психопрофилактический и коррекционный характер. Для решения данных проблем используют арт-терапевтические и арт-педагогические методы.
Слайд 3
Каким образом арт-терапевтические приемы преломляются в арт-педагогической работе,
и как арт-педагогика может быть использована в системе специального
профессионального образования студентов педагогического колледжа и готова ли выступать в качестве одного из средств формирования позитивного отношения к жизни, к миру, людям и самому себе.
Рисунок на тему «Сострадание»
Слайд 4
Арт-терапия – это синтез нескольких областей научного знания
(искусства, медицины, психологии).
Арт-терапию называют методом лечения посредством
художественного творчества.
Рисунок на тему «Агрессивность»
Слайд 5
Арт- педагогика имеет общие цели с педагогикой, направленные
на нравственно-этическое, эстетическое, коммуникативное воспитание личности и способствующие её
социализации с помощью искусства.
Психологи и педагоги считают, что мощный эмоциональный заряд, который учащиеся получают на уроках искусства, активизирует их личностный опыт и равносилен приобретению новых жизнеутверждающих знаний.
А.Тарковский «Перед листопадом»
Слайд 6
«Арт», о котором пойдет речь является не искусством,
а технологией использования художественных средств и приемов в системе
воспитательной работы. Результат этой деятельности – не произведения искусства, а личностный продукт художественной деятельности, раскрывающий видимые формы чувств и мыслей развивающегося человека.
«Вечные проблемы» жизни – добро и зло, любовь и безразличие, красота, мудрость, благородство, реализуются в графической или живописной форме. И при этом арт-терапия и арт-педагогика провозглашают, что человек важнее, чем искусство.
Слайд 7
Осознание – это работа со знанием. Осознание должно
быть нормой жизни человека и наработать эту норму должен
человек сам. Данное утверждение положено в основу предлагаемой ниже методики, которая применялась в групповой и индивидуальной работе со студентами педагогического колледжа.
Слайд 8
тема группового занятия: выражение отношения в изображении абстрактных
понятий: рождение, развитие и смерть.
Цель: освоение новых форм опыта,
расширение представлений о знакомых понятиях и визуализирование невидимых ощущений в видимую цветную форму.
Материал: гуашь, кисти, бумага большого формата.
Слайд 9
Содержание работы
диалог о гармоничном творческом познании;
о
двух началах в гармоничном союзе: мужском (разум) и женском
(любовь), их творчестве (рождении ребенка, картины, постройки, поэмы, нового опыта и т.д.);
о нарушении гармонии и «разрушении» человека;
о проявлении человека только в созидательном аспекте;
диалог об отношении к смерти, умиранию и тем процессам, которые стоят за этим.
Слайд 10
Условия работы:
Не думать о том, как будет выглядеть
рисунок – правильно или неправильно,
Каждый рисунок должен состоять из
цветных линий (коротких, длинных, тонких, широких, быстрых или медленных мазков) и пятен разных форм и размеров (светлых, темных, насыщенных, ярких, гладких или шероховатых).
На начальном этапе работы не рисовать символы и картинки, например, в виде дождевых капель, звезд, сердец, цветов и других знаков.
Необходимо использовать только язык цветных линий и пятен. Не нужно знать какими будут эти линии. Образы в линиях и цвете откроются только тогда, когда Вы их нарисуете, и только так узнаете, как они будут выглядеть.
Рисунок должен стать аналогом тем мыслям и ощущениям, которые связаны с понятиями данного занятия.
Слайд 11
Первый этап
Настрой (разогрев)
Участники занимают места в
группах (4-6 человек). Делятся на пары, выполняют специальные упражнения
в парах, затем рассаживаются вокруг большого листа и каждый участник отвечает на вопросы:
расскажи о своем настроении: какого оно цвета?
Каково оно на ощупь?
Какой оно температуры?
Какую краску используете для передачи цвета своего настроения?
Слайд 12
Второй этап
Выбор и обсуждение хода работы в группах.
Возможны несколько вариантов работы, например,
такие как: одновременное рисование левой рукой или двумя руками без предварительного обсуждения темы в пределах своей территории на листе; одновременное рисование в пределах индивидуальных территорий с возможной коммуникацией между собой и с переходами на чужие территории; одновременное рисование с предварительным обсуждением темы; рисование по очереди по кругу без обсуждения темы, молча.
Слайд 13
Третий этап
Практическая работа (групповая)
Участники выполняют цикл работ в
группах последовательно: «Рождение», «Развитие», «Смерть».
Слайд 14
Четвертый этап
Рефлексия (обсуждение результатов работы).
Участники садятся на стулья,
расставленные по кругу. Выполненные работы, сгруппированные по темам, расположены
в центре круга перед участниками. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
Дайте название своей работе;
По какому варианту работали?
Что чувствовали на разных этапах работы: в начале, в середине и в конце?
Удалось ли действовать сообща и сделать целостную композицию?
Какие образы созданы вами и как они согласуются с общей работой?
Можете ли сказать, что в вас произошли какие-либо изменения?
Что вы узнали о партнерах в группе?
Можно предложить участникам занятия продолжить фразу: «Раньше я не понимала того, что…»; «Теперь я вижу, что…», «Меня удивило то, что…».