Слайд 2
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини
«Экстаз Святой Терезы»
Слайд 3
Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция
«Экстаз Святой Терезы» для римского собора Сайта Мария делла
Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой:
«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».
Слайд 4
Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление,
поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне.
Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.
Слайд 5
Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане
и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно
запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.
Слайд 6
Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его
«гибким, как воск».
К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны,
которыми он украсил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648—1651) — блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.
Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648—1651 гг. Рим
Слайд 7
Живопись барокко
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно
представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим
праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.
Слайд 8
Главные ее темы — торжество Божественной справедливости и
прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также
античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Слайд 9
Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.
Характерные
черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники
видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Слайд 10
Ни один придворный живописец конца XVII — начала
XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета.
«Все
они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова...
Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости»
(В. Н. Прокофьев)
Слайд 11
Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV,
выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659—1743)! Поразительны театральность и
вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.
Слайд 12
Рубенс — король живописи
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens)
Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в
Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы , братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Слайд 13
При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные
фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв,
вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей...
Слайд 14
Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) принадлежит к числу выдающихся
художников мира. Один из биографов так писал о значении
его творчества:
«История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».
Слайд 15
Питер Пауэл Рубенс,
Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609—1610 гг.
Старая Пинакотека, Мюнхен
Посмотрите а его портрет и вы поймете,
насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.
Слайд 16
Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615—1619
гг. Старая Пина котека, Мюнхен
Да, это был период покоя,
труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...
Слайд 17
Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после
утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу
или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками — невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс — Бог!»
Слайд 18
Питер Пауэл Рубенс,
Союз Земли и Воды. 1618 г.
Государственный
Эрмитаж, Санкт Петербург
В аллегорической картине «Союз Земли и Воды»
он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.
Слайд 19
Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный
с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения
Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.
Слайд 20
Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс
создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии,
среди которых были знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657).
Слайд 21
Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х — начало
1630 х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 22
Якоб Йордане.
Бобовый король. Около 1638 г. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Слайд 23
Франс Снейдерс.
Лавка с дичью. 1609 г. Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург.
Слайд 24
Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У
Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует
отнести к самому последнему». Да, Рубенс был не только художником, он был блестяще образованным человеком. Разносторонний ученый, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I пожаловал художника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами...
Слайд 25
В 1640 г. художник умер. Из его роскошного
дома в Антверпене навсегда уносили на черной бархатной подушечке
маленькую золотую корону — почетный титул «короля живописи».
Слайд 26
Семенкова Наталья Станиславовна –учитель русского языка и
литературы
МОУ «Сосновская СОШ»