Слайд 2
Автопортрет. 1848 г.
В России крупнейшими представителями академической
школы живописи были К. П. Брюллов, знаменитый автор «Последнего
дня Помпеи», и гениальный художник-мыслитель А. А. Иванов. Именно им принадлежит большая прогрессивная роль в развитии русской художественной школы.
Слайд 3
Двенадцать лет обучения в Академии художеств не прошли
бесследно для Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Они дали
ему прекрасную школу и возможность продолжить образование в Европе. Побывав в окрестностях Неаполя, где проводились археологические раскопки древнеримских городов — Помпеи и Геркуланума, — он окончательно определил тему своей будущей картины «Последний день Помпеи».
Слайд 4
Потрясённый видом города, погребённого под слоем лавы и
пепла во время извержения Везувия 24 августа 79 г.,
он приступит к осуществлению своего замысла.Художник стремится быть абсолютно достоверным даже в мелочах. Он использует материалы раскопок, делает множество зарисовок и этюдов с натуры, тщательно изучает исторические источники, главным из которых были свидетельства очевидца Плиния Младшего, чудом спасшегося в тот трагический день.
Слайд 5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
По справедливому замечанию Н. В.
Гоголя, в масштабной и величественной картине «отразилось всё»: смена
исторических эпох (падение античного языческого мира и наступление новой христианской веры), чувства и мысли людей перед лицом катастрофы.
Слайд 7
Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен, но
данью классицизму в полном смысле слова эту картину никак
назвать нельзя. По-новому, например, был в ней трактован самый традиционный и наиболее сложный исторический жанр академической живописи! Вопреки канонам в основу было положено событие из реальной жизни (гибель города в результате извержения вулкана Везувий), а не мифологический или библейский сюжет. Слишком слабо картина согласовывалась и с общепринятыми представлениями о героическом. Подмена темы гражданского подвига, долга героя перед Отечеством темой народного бедствия, страданий и нравственной красоты человека была замечена строгими ценителями классицистической живописи.
Слайд 9
В произведении классицизма не могло быть места и
для проявления низменных чувств, но они здесь мастерски запечатлены
художником. В изображении действующих лиц всё строится на контрастах душевного благородства и низменного корыстолюбия. Слева на ступенях гробницы мы видим обуреваемого жаждой наживы бородатого мужчину, расталкивающего толпу и торопливо подбирающего кем-то оброненные монеты.
Слайд 10
В глубине, почти в самом центре, убегающий языческий
жрец в белом одеянии прихватывает культовый жертвенник.
Слайд 11
В нижней части картины, у тела распростёртой на
мостовой женщины, художник изобразил ларец с рассыпавшимися драгоценностями. Но
никто не замечает их: золотые цепи и драгоценные камни больше не нужны никому. Разве можно на них купить спасение?
Слайд 13
Художника восхищают верность, возвышенная любовь и неистребимая вера
в справедливость. Разбушевавшаяся стихия лишь помогла проявиться в людях
их необычайной духовной красоте. Три группы переднего плана справа олицетворяют эти высокие чувства. Сыновья пытаются спасти на плечах немощного старика-отца, который не может примириться с гибелью беломраморных богов, низвергающихся вниз с крыш дворцов. Их падение воспринимается как крушение его идеалов о разумно устроенной жизни. Юный Плиний, бережно поднимающий и уговаривающий мать собрать остаток сил и попытаться спастись, не может оставить самого дорогого на свете человека.
Слайд 14
Юный Плиний, бережно поднимающий и уговаривающий мать собрать
остаток сил и попытаться спастись, не может оставить самого
дорогого на свете человека. Молодой жених, не замечая молний и не слыша грохота падающих камней, держит в объятиях погибшую невесту. Самый лучший день в жизни стал последним днём их земного счастья.
Слайд 15
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Последний день Помпеи. 1830-1833
г. 4,5 х 6,5 м