Слайд 2
Василий Иванович - соединил традиции исторического романтизма с
живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848
в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов "Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870.
Слайд 3
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной
архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого
шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.
Слайд 4
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах
"Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887;
обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Слайд 5
Всем этим трем картинам живописца не уступает и
полотно Сурикова "Взятие снежного городка". Картина "Взятие снежного городка"
(1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия.
Слайд 6
Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход
Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины
в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.
Слайд 7
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних
вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной
фактуры "Посещение царевной женского монастыря", 1912
Слайд 8
" Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск. В последнем
случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его
религиозном варианте.
Слайд 9
Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным –
в высшей мере конструктивным, а не только декоративным –
колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.
Портрет княгини Щербатовой
1913 год.
Слайд 10
Сибирская красавица
1891 год.
Портрет Натальи Федоровны Матвеевой
1909 год.
Слайд 11
Покорение Сибири Ермаком
1895 год.