Слайд 2
ЭТАП 1: ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Материалы для работы: бумага
для акварели, профессиональные акварельные краски, беличьи кисти разных размеров (№8 для
фона, больших масс лица и волос; №5 для работы над деталями), палитра из акварельной бумаги, ёмкость с водой, чистая тряпочка для промокания кистей.
Материалы для работы размещаем под рабочую руку. Ничего не должно стеснять движений.
Слайд 3
ЭТАП 2: КОМПОНОВКА
Для выполнения этюда головы удобно использовать
бумагу формата 40х30см. Расстояние до модели около 1,5 -
2 метров. Изображение располагаем чуть выше середины листа. Если модель развёрнута в три четверти или в профиль, то перед лицом пространства должно быть несколько больше, но так, чтобы затылок не «влипал» в край листа.
В этюдной живописи предполагается легкий подготовительный рисунок. Карандашом НВ(ТМ) компонуем и намечаем общий силуэт.
Слайд 4
ЭТАП 3: ПОСТРОЕНИЕ
Лёгкими линиями намечаем лицевую и затылочную
части, место сочленения головы и шеи, осевую линию головы,
линию глаз, бровей, носа и губ.
Далее намечаем скулы, углы нижней челюсти, массу волос, веки, характер бровей, уголки губ, спинку и крылья носа. Характер модели должен читаться уже на этапе построения.
Слайд 5
ЭТАП 4: ПОДГОТОВКА БУМАГИ ПОД ЖИВОПИСЬ
Перед началом работы
в цвете хорошо смачиваем лист водой. Работу начинаем, когда
бумага будет выглядеть сухой, а на ощупь прохладная.
Если бумага была повреждена многократным стиранием, стоит перевести рисунок на новый лист.
Слайд 6
ЭТАП 5: ЦВЕТОВОЙ СТРОЙ ЭТЮДА
Прежде чем приступить к
живописи, следует определить самые плотные и самые светлые цвета
в натуре. На палитре набираем несколько основных оттенков , определяя тоновые и цветовые отношения.
Слайд 7
ЭТАП 6: НАЧАЛО РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Начинать работу стоит с
самых насыщенных мест, отталкиваясь от них в дальнейшем построении
этюда.
Кистью № 8 намечаем массу волос. Широко и мягко набираем фон, уточняя кистью форму лица.
Слайд 8
ЭТАП 7: БОЛЬШИЕ ОТНОШЕНИЯ
Подбираем цвет, соответствующий самым светлым
местам на лице. Широкой кистью покрываем поверхность лица и
шеи и оставляем подсыхать.
Продолжаем набирать фон и массу волос, мягко вплавляя их друг в друга по касаниям. Со стороны освещённой части лица фон берётся плотнее и насыщеннее. Это помогает сконцентрировать внимание на лице и глубже передать пространство.
Слайд 9
ЭТАП 8: ЖИВОПИСНОЕ РЕШЕНИЕ ЛИЦА
Работая над лицом, следует
иметь в виду характерные колористические особенности его частей. Например,
нос, щёки, веки и уши всегда красноваты, лоб стремится к охре. Область подбородка очень живописна и имеет оливковые, сизые, лиловые оттенки.
Необходимо учитывать эти особенности, но надо помнить, что цвет каждого лица всегда своеобразен, поэтому портретные этюды нельзя писать шаблонными комбинациями цветов.
Слайд 10
ЭТАП 9: РАБОТА НАД ТЕНЬЮ
Работая в условиях дневного
освещения, для прописки теневых областей выбираем краски тёплых оттенков.
Наиболее
плотными по тону будут тени у крыльев носа, в глазных впадинах, под подбородком. Несколько слабее теневые места лба, щек, шеи.
Если нет возможности писать днём, помним, что, при тёплом искусственном освещении тень будет холодной.
Даём этюду просохнуть.
Слайд 11
ЭТАП 10: ДЕТАЛИЗАЦИЯ
Парные части лица прорабатываем одновременно. Уточняем линии
верхних и нижних век, радужную оболочку, зрачки, слезники, ноздри,
крылья носа, уголки рта.
Расставляем цветовые акценты. Тёплые и чёткие (коричневые, красные) располагаем на границе максимально освещенных и теневых частей лица, там, где нужно подчеркнуть точный контур. Это позволит передать глубину и прозрачность тени, лежащей под наиболее выступающими частями лица (бровями, кончиком носа, подбородком).
Слайд 12
ЭТАП 11 : ЗАВЕРШЕНИЕ
Когда этюд почти готов, методом
лессировки добиваемся колористического единства этюда. Холодным оттенком проходимся по
освещённым местам. Влажной кистью соединяем цветовые пятна воедино. Добиваемся ещё большей мягкости в касаниях лица с фоном и волосами.
Тонкой кистью вымываем блики на глазах, придавая им живой блеск.