Слайд 2
Надвратный образ Богоматери над входом в Покровскую церковь
в Усть-Печенге области.
Слайд 3
Д. Кругликов, И. Валькова «Юным воинам Христовым» :стихи
для детей. СПб.: САТИСЪ, 2010// Богородица – Божия Мати.
–С.11
Слайд 4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
с. Устье Тотемского района
Построен
в 1781 году тщанием купца Волокитина.
Вид с
юго-востока
Слайд 5
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
с. Устье Тотемского района
В
нынешнем здании Покровской церкви та её неотапливаемая часть, которую
принято называть летним храмом, осталась нетронутой с тех самых времен.
Впоследствии храм перестраивался — к нему были пристроены на средства петербургского гражданина Павла Пожарского (одного из потомков знаменитого предводителя народного ополчения 1612 года) два теплых придела (1897 г.) и колокольня (1900 г.). Таким образом храм приобрел нынешний вид.
Вид с юго -запада
Слайд 7
Купол храма
Приделы покрыты четырёхскатной кровлей, увенчаны главками на
глухих барабанах и соединены перемычкой, крытой на два ската.
По южным и северным углам приделов устроены пирамидальные главки, шатры на четыре ската.
Слайд 8
Кресты
Установленные на них кресты развернуты нетрадиционно,
по оси
запад - восток.
Слайд 9
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
с. Устье Тотемского района
Картуш
- элемент декора стиля барокко. Он выглядит как свиток
с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных - лепных, резных или рисованных - тотемские картуши представляют собой часть кладки стены, обрамленную легальным кирпичом.
Заполняя пространство между нижними и верхними окнами, они образуют целые ярусы внешнего убранства храмов. Они разные на каждом храме, каждом фасаде, каждом ярусе. На их полях кресты и звезды, цветы и раковины, иные не возмущены никаким рельефом.
Картуши являются своеобразной визитной карточкой тотемской архитектуры и, вероятно, своей «нерусскостью» повинны в том, что открывавшие Русский Север как сокровищницу русской культуры ученые и художники прошли мимо.
Слайд 10
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
с. Устье Тотемского района
Картуши
– декоративный элемент, поле (в виде не до конца
развёрнутого свитка, щита, венка), на котором помещался какой –либо знак или символ. 16-18 в. широко распространён в архитектуре, оформлении книг, карт, рукописей. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы, родовой герб указывал на владельца постройки. В виде щитка и свитка изображали на документах и надгробных плитах.
Слайд 11
Зайцев В. Тотемское барокко /
С.Зайцев// Русская Америка. – Вологда, 1994.. -
№ 1. – С. 18-20.
Другой путеводной звездой была мореходная карта – карта, на которую ставили жизнь свою мореходы. Карты XVIII века, карта Шишкина, карты плавания «Св. Николая» и других судов - все украшены свитками, картушами. На них помещалось и название, расшифровка ее смысла. В полном ряду тотемских клейм, а их уже известно около 50, можно найти весь набор картушей карт до самых замысловатых, даже рокойли.
Высоко в небо взметывались мачты - главы церквей, цепко держались крестами за его голубизну, а по ним словно по антеннам денно и нощно шла к Богу молитва, записанная на каменных свитках - картушах. В ней были любовь и отчаяние, мерцающая звезда надежды, обеты и просьбы за счастливый поход во славу России. Вот что зашифровано в тотемских картушах, перекочевавших на церковные стены с мореходных карт.
Сейчас эти храмы-парусники обретают для нас новый смысл. Это памятники русским Колумбам, за 20 лет до Шелихова совершившим русское открытие Америки - всех групп Алеутских островов, Кадьяка, Аляски. Это памятники и всем рядовым путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете.
Среди них есть и тотемские моряки: П. Шишкин, Ф. Кулешов, А. Батов, И. Мясников, Д. Холодилов. /Автор статьи тоже погиб, пытаясь в наше время повторить путь И. Кускова –прим. М.Л. Романович
Слайд 12
Тотемское барокко
Вершина тотемского барокко - это Никольская
церковь, построенная Пановыми, - так именуется в «Известиях Императорской
Астрологической комиссии» и вразрез с иерархией христианского «пантеона» нижний храм Входа Господня в Иерусалим. На одной этой церкви шесть разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса Никольского храма потрясала очевидцев вплоть до самой революции. Только на палубе такого «корабля» мог почувствовать тотемский мореход, что он после многих лет скитаний по необузданной стихии наконец на земле...
Рис. Е. Котляр.
Слайд 13
Иконостас
В приделах в 1897 г. на средства петербургского гражданина
Павла Пожарского устроены два уникальных придельных мраморных иконостаса со
вставками из смальты. Мастера, изготовившие иконостас, неизвестны. Неизвестны и аналоги мраморных иконостасов - есть фарфоровые, керамические, белокаменные - а из полированного мрамора - единственный.
Слайд 15
Иконостас
Главный иконостас деревянный, находится в главном холодном объеме,
отделенном от трапезной проходом с массивными дверями.
Слайд 17
Роспись внутреннего свода и фрагмент иконостаса.
Завершение иконостаса главного
объёма
Слайд 18
Роспись западной стены главного объёма
Слайд 19
«Собор небесных сил» .
Фрагмент внутренней росписи Покровской
церкви
5 мая 2008 года
Слайд 20
Роспись над южным престолом в трапезную
Слайд 21
В Покровский храм деревни Усть-Печеньга Великоустюжской епархии возвращены
9 ценнейших икон XVIII-XIX веков. Кража здесь была совершена
в декабре 2014 года. / Новости Вологодской митрополии от 5.02.2016
Слайд 22
Использованные источники
ЛИТЕРАТУРА:
1.Большая Российская энциклопедия .Т13. –М.:2009. –С.252
2. Выголов В. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. - М.: Наука, 1980.- С. 103-125.
3.Зайцев В. Тотемское барокко / С. Зайцев // Русская Америка. – Вологда, 1994.. - № 1. – С. 18-20.
4. Кузнецов А. Тотемская церковная старина// Покровская на Устье Печенгском. .- 2004 г. – С. 94-96; ил. с. 119
5. Тельтевский П. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме // Архитектурное наследство. - 1962. - № 14. - С. 203-210.
6. Xромов В. Тотемские картуши // Декоративное искусство. - 1971. - № 4. - С. 28.
7. Д. Кругликов, И. Валькова «Юным воинам Христовым» :стихи для детей. СПб.: САТИСЪ, 2010// Богородица – Божия Мати. –С.11
Интернет-ресурсы:
Реестр храмов России
Храмы России: Каталог храмов.
Православные храмы России, церкви России
Кузнецов А.: «Моя русская нерусская Вологда» : [беседа с тотемским учителем А. В. Кузнецовым] / записал А. Сальников // Комсомольская правда. – 2010. – 24 июня-1 июля. – С. 3.
baltwillinfo.com/mp04-07/mp-18.htm - Сайт издательства TARBEINFO – РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ
Ежемесячная газета "Мир Православия" №4 2007 - Храм на берегу Сухоны - Иерей Александр Лебедев(Вологда, «Благовестник»).
Слайд 27
Поможем храму
вместе!
Требуется
настоятель!
Слайд 28
Текст для слайдов
Храм расположен в 17 км от
г. Тотьмы (Российская Федерация, Вологодская область, в нынешнем с.
Устье). Усть-Печеньга переводится как «сосновая река», то есть река, берега которой поросли сосновым лесом.
Покровский храм действительно замечателен как по архитектуре, так и по истории. По описи 1623 года в Усть-Печеньге были храм (очевидно, деревянный) и шесть дворов, в них мужского полу 12 человек. Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен этот храм, его история надолго теряется во мраке, и лишь из клировых ведомостей 1900 года мы узнаем, что ныне существующий храм построен тщанием купца Волокитина, местного уроженца, в 1781 году и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Текст на слайде.
С тех пор церковь достраивалась и перестраивалась. Новая колокольня в стиле эклектики построена в 1890 г., в стиле эклектики решена и трапезная с двумя теплыми приделами.
6- 15. Текст на слайде.
16. Достойно удивления, что храм этот не подвергался поруганию в годы советской власти — потомки тех самых двенадцати набожных мужиков храм свой отстояли. О тех временах ходит местная легенда о том, что тогдашний настоятель храма отец Философ учился вместе с Лениным, и, когда стали храмы закрывать, он написал в Москву — и в Усть-Печеньге храм оставили. Так или иначе, храм закрывался лишь с 1938 по 1943 годы, когда в нем было устроено зернохранилище, но и в этом случае народ не допустил разорения храма: всю утварь разобрали на хранение по домам, а заведующий зернохранилищем был человек верующий (добрая память о нем и сейчас жива среди прихожан) и не допустил повреждения храма. Поэтому, когда во время Великой Отечественной войны наступил момент перемирия между советской властью и Церковью, зерно из храма вывезли, утварь и иконы вернули, вот только батюшку осталось найти.
Слайд 29
Текст для слайдов
16. Покровские прихожане отрядили старосту —
Сочневу Матрену Васильевну, которая обходила ближние и дальние деревни
и искала: не остановился ли где такой освободившийся батюшка. И вот в одной деревенской избе селения Тафты на вопрос, нет ли здесь батюшки, с печи выглянул старичок в посконной рубахе и, свесив ноги в лаптях, сказал: «Я священник, иду из тюрьмы». Звали этого батюшку отец Николай Образцов, десять лет он сидел «за религию». На обратном пути в Усть-Печеньгу удалось найти и псаломщика — старичка Ивана Алексеевича Кузнецова.
17-20 без текста
21. В послевоенные времена, когда по всей епархии было лишь 17 действующих церквей, в Покровском храме прихожан на службах было неизменно много, сейчас же положение изменилось. Появились действующие храмы в Тотьме, поумирали старые бывалые местные прихожане, население Усть-Печеньги убываетда и батюшки своего нет. Время от времени приезжают благочинный отец Георгий из Тотьмы и кто-нибудь из вологодских священников — кого удастся уговорить. Поэтому в 2014 году храм был ограблен, но стараниями костромской полиции (далее по тексту на слайде!)
Слайд 30
Интернет - ресурсы
Карта:
http://sf.co.ua/13/03/wallpaper-2658683.jpg
Подзорная труба, карта:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9321/206363740.48e/0_d6f30_f56c487a_orig
Якорь_01:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/206363740.48d/0_d6f26_6412ec2d_orig
Якорь_02:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/206363740.48e/0_d6f39_da780853_orig
Компас:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6727/206363740.48d/0_d6f2e_d4e081bd_orig
На момент создания шаблона все ссылки
на использованные ресурсы являются активными.