Слайд 2
Евгений Иванович Чарушин - родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье
Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на
застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.
Слайд 3
В 1918 году закончил среднюю школу и был
призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете
Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.
В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.
Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.
В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, формально не будучи его студентом.
В 1927 году закончил ВХУТЕИН.
С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.
Слайд 4
Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и
его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938;
«Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).
Слайд 7
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака,
начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для
детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала "Чиж" как писатель и художник.
Слайд 8
В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда
в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины
на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.
Умер 18 февраля 1965 года в Ленинграде похоронен на Богословском кладбище.
Слайд 9
В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей
раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью.
У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Слайд 10
Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая
свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы
или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.
Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.
Слайд 11
Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный.
Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно
искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.