Слайд 2
Виртуальная экскурсия
«Коренные народы севера ханты и манси»
Цель: сформировать
представления у учащихся о культуре коренных народов севера ханты
и манси.
Задачи:
обучающая:
- обогатить знания детей сведениями о жизни и быте, культуре народов ханты и манси.
развивающая:
- развивать познавательный интерес к жизни и быту коренного народа;
- формировать у учащихся положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси.
воспитывающая:
- способствовать формированию ответственности и понимание значения сохранения культуры северных народов, как исчезающей культуры малочисленных народов;
- воспитывать любовь и уважение к коренному народу, как уникальной культуре северных народов.
Слайд 3
Виртуальный музей
«Коренные народы севера ханты и манси»
Слайд 4
«Коренные народы севера ханты и манси»
Здравствуй, край мансийский,
милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне
рукой осина,
Улыбается вода
Слышу лепет лебединый
Словно в детские года…
(Юван Шесталов –мансийский поэт)
Слайд 5
«Коренные народы севера ханты и манси»
Ханты и манси,
в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и
которых нередко называют «обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную).
Слайд 6
«Жилище народов ханты и манси»
По преданиям многих северных
народов, чум и человек появились почти одновременно. И это
недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.
Слайд 7
«Жилище народов ханты и манси»
Устанавливали чум женщины по
строго установленным правилам. Место установки чума определяли мужчины.
Слайд 8
«Жилище народов ханты и манси»
Таежные народы обычно изготавливали
шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках
перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал для укрывания зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.
Слайд 9
«Жилище народов ханты и манси»
Интерьер чума отличался простотой
и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов.
В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.
Слайд 10
«Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»
Многообразие природных
условий определили типы хозяйства хантов и манси, которое всегда
было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение).
Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, - были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири: лодки.
Слайд 11
«Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»
Традиционные средства
передвижения – лыжи, камусные и галицы, оленьи и собачьи
нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья – большими лодками с каютами, крытыми берестой.
Слайд 12
«Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»
Хантыйские и
Мансийские мастерицы обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили
вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.
Слайд 13
«Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»
Орнаментальное искусство
составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить
в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.
Слайд 14
«Орнаментальное искусство народов Севера»
Слово “орнамент” образовано от латинского
слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”. Он не является
самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен различной техникой и из самого различного материала.
Художественный, образный язык орнамента многообразен. Орнамент предназначен для визуального восприятия характера данного объекта, ситуации, события.…
Слайд 15
«Орнаментальное искусство народов Севера»
В хантыйской аппликации, в
орнаментации присутствуют мелкие окаймляющие узоры, такие, как ряды параллельных
прямых (вертикальных и наклонных). Благодаря оконтуренности рисунок приобретает весомость и полноту.
Термины узоров растительного характера встречаются очень часто и носят названия различных деревьев, веток. А некоторые элементы орнамента носят названия частей тела животных и птиц.
Слайд 16
«Орнаментальное искусство народов Севера»
Во многих мотивах орнамента зашифровывалось
мировоззрение народа — это мифология, поведенческие нормы, отношение к
природе, которые бережно передавались из поколения в поколение. Орнаментальное искусство использует мотивы или элементы из геометрии, флоры и фауны, подсказанные очертаниями человеческого тела или окружающих предметов.
Слайд 17
«Орнаментальное искусство народов Севера»
Мансийский орнамент имеет два вида:
орнаменты-полоски
орнаменты-разетки