Слайд 2
Цели урока:
Воспитывать любовь и гордость к творческому
наследию нашего народа;
Возрождение утерянных традиций русской культуры;
Формирование эстетических вкусов,
эстетических убеждений;
Развитие художественных склонностей и задатков.
Слайд 3
Задачи
Познакомить учащихся с особенностями русского национального женского костюма.
Формировать интерес к истокам русской культуры.
Развивать чувство гордости
за свою национальную культуру.
Способствовать
развитию творческой фантазии.
Слайд 4
Привычное представление о русском женском костюме связано с
сарафаном.
Слайд 5
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они
порой достигали размеров куриного яйца
Слайд 6
Поверх понёвы часто надевали передник, он не только
предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
Слайд 7
Завершал костюм русской женщины головной убор.
Ему уделялось
особое внимание.
Слайд 8
кокошник
повязка с платком
«сорока»
кича
кокошник
кокошник
Слайд 9
Толковый словарь: одежда
Понева
Обычно род шерстяной
юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е.
с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.
Сарафан
Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.
Душегрея
Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.
Холодник
Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.
Слайд 10
Толковый словарь: головные уборы
Обруч
Из древесной коры или
картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами,
перьями, жемчугом.
Перевязка
Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Кичка
Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала.
Сорока
Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.
Слайд 11
КОКОШНИК
Кокошник –
старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного
щитка надо лбом.
Словарь русского языка С.И. Ожегова
«Кокошник» – старинный русский национальный головной убор замужних женщин. В 19 веке бытовал в крестьянской и купеческой среде, а в допетровской Руси – и в боярской среде. Кокошник носили крестьянки преимущественно северных великорусских областей главным образом в качестве свадебного и праздничного головного убора. Кокошник делали на твердой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, вставкой из разноцветных стекол , драгоценными камнями, жемчугом.
«Кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня. Формы кокошников разнообразны: одногребенчатые, двухгребенчатые, островерхие, как бы однорогие , с большим закругленным верхом, шапкообразные.
Слайд 14
Народный костюм надевают на праздники и важные события.
Невозможно себе представить народный ансамбль без национального костюма.
работа, изящество, художественная вышивка -
все это делает
славянскую одежду настоящими произведениями искусства. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь.