Слайд 2
Матрёшка приобрела небывалое признание как один из
всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Матрешка считается
традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. О матрёшке – деревянной расписной игрушке «с секретом» – знают даже в самых отдалённых от России странах.
Слайд 3
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна»)
— русская деревянная
игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные
ей куклы меньшего размера.
Слайд 4
История возникновения матрёшки.
Почти всегда они
имеют яйцевидную форму с плоским донцем и состоят из
двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке.
Слайд 5
С острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку
буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” -
она разымалась на две части. Эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки
Слайд 6
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить,
что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи
на Пасху деревянных яиц.
Слайд 7
В одном из альбомов,
посвященных творчеству
русского художника
С.В. Малютина
можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев,
- эскиз росписи выточенной из дерева куклы.
Слайд 8
Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей
славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание”
А.И. Мамонтова в Москве,
где с 1898 года работал
токарь В.П. Звездочкин.
Слайд 9
Последовательность изготовления матрешки:
1- закрепленную в патрон токарного станка
заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы
2- Выравнивание торца заготовки.
3-
Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки
Слайд 10
4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной
матрешки
5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки
6- Отрезка
нижней части матрешки
Слайд 11
7- Выборка внутренней полости верхней части матрешки
8-
Соединения нижней и верхней части матрешки
9- Формирования наружной формы
матрешки.
10 Шлифования матрешки
Слайд 12
11- Обрезка верхней части матрешки
12- Готовая заготовка
– «бельё».
13- На загрунтованную (крахмальным клейстером или клеем ПВА)
заготовку, наносят карандашом контур рисунка.
Слайд 13
14- Роспись матрешки. Расписывают матрешки чаще всего анилиновыми
красителями, темперой, гуашью.
15- Готовое изделие лакируют масляным или ниролаком.
Матрешка готова.
Слайд 14
Сергеево-посадская и загорская матрёшка.
Слайд 18
В нашей области деревянную куклу часто изображают в
виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка,
Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.
Слайд 19
Характерная черта нашей матрёшки – роскошный золотой головной
убор (кокошник), на переднике изображены сюжеты русских народных сказок,
прекрасные пейзажи и картины, связанные с Россией.
Для украшения также
часто используется бисер,
стразы, золотая поталь,
краски с особым
свечением.
Слайд 20
Волосы обозначены сплошной монотонной заливкой или хорошо прорисованы,
как например у полховской. Румяна у тверской размытые и
похожи на настоящие. Еще одна особенность: рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Раскрашивается гуашью. Используют роспись одного мазка. Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным
аппаратом, что отличает Твер-
скую матрешку от всех
остальных.
Слайд 21
АВТОРСКАЯ МАТРЁШКА
Появляются на свет в разных местах России
– Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких
кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в
своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.
Слайд 22
Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки,
которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве.
Слайд 23
Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель
и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.
Слайд 24
Матрешка – это постоянный источник народного творчества, она
обладает большим потенциалом из-за своего уникального устройства вложения одной
куклы в другую.
Слайд 25
Плана работы.
Работы выполняем сверху вниз
1. Оформить лицо.
2. Украсить
платок
3. Затем всё остальное (руки, сарафан, передник, пейзаж или
цветочный узор)