Слайд 2
Скульптура -
вид изобразительного искусства, основан на принципе
объёмного, физически трехмерного изображения.
Слайд 3
Как правило, объект изображения в скульптуре - человек,
реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа
(пейзаж) и вещи (натюрморт).
Слайд 4
Главные выразительные средства скульптуры
постановка фигуры в пространстве
передача её движения, позы, жеста
светотеневая моделировка, усиливающая рельефность
формы
фактура лепки или обработка материала
архитектоническая организация объёма
зрительный эффект его массы, весовые отношения
выбор пропорций
характер силуэта
Слайд 5
Различают две основные разновидности скульптуры
круглая (статуя, скульптурная
группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно
размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора
рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.
Слайд 6
По содержанию и функциям скульптура делится на:
монументальную (рассчитана
на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется
к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах)
станковую (носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах, ей присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность)
скульптуру малых форм (включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством)
Слайд 9
Скульптура малых форм
Медальерное искусство - искусство изготовления монет
и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности
и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей.
Слайд 10
Глиптика -
искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях,
геммах. Одно из наиболее древних искусств.
Слайд 11
Первобытная скульптура
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к
Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция).
С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Слайд 12
Античная скульптура
Характерные черты:
представлена куросами (изваяния обнаженных юношей)
часто
изображаются коры (скульптуры девушек, задрапированных в ткань)
отличительной чертой
ранней греческой скульптуры является характерная, так называемая архаическая улыбка
Слайд 16
Мирон – первый реалистический скульптор
«Афина и Марсий»
Слайд 17
Как пишет Г. И. Соколов: «Мирон обратился к мифу о
том, как Афина изобрела, а затем прокляла флейту, искажавшую
при игре её лицо, но взятую потом силеном Марсием. Иногда видят в статуях Афины и Марсия насмешку над любившими флейту беотийцами. Но в этом лишь часть смысла изваяния, как и мифологический сюжет — только одна из сторон его содержания. Сущность произведения Мирона — превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, светлое начало, и Марсия — неуравновешенного, дикого, тёмного — намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося, испуганного силена. Гармоническое светотеневое решение в статуе Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь силена, но Мирон не показал её, изобразив лишь завязку событий…»
Слайд 19
«Это — законченное чудо мужского телосложения: здесь тщательно исследованы
все те движения мышц, — отмечает Вилл Дюрант, — сухожилий и
костей, что вовлечены в действие тела; вот руки и туловище наклонены, чтобы придать броску наибольшую силу; лицо не искажено напряжением — на нём написано безмятежное сознание своих способностей; голова не тяжеловесна и не брутальна, но принадлежит человеку благородному и утончённому, который, снизойди он до этого, писал бы книги»
Слайд 20
Поликлет - греческий скульптор, выходец из Аргоса, пытавшийся
разработать универсальную теорию искусства.
Слайд 24
Микеланджело Буонарротти (1475-1564 гг.)
«Пьета»