Слайд 2
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней
одежды.
Слайд 3
Мужская одежда:
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя
рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а
также из шёлка.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.
Слайд 4
Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна.
Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре
и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.
Верхняя одежда:
Слайд 5
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными
рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её
обычно из сукна и других шерстяных тканей.
Слайд 6
Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в
шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя,
чернобурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая.
Слайд 7
Головные уборы:
На коротко остриженной голове обычно носили тафьи,
тафья́ — маленькая круглая шапочка.
Треухи — шапки с тремя лопастями.
Мурмолки — высокие
шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи.
Слайд 8
Женская одежда:
Основой женского костюма была длинная рубаха.
Женщины поверх
белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми
запястьями надевали длинный шелковый летник.
Сарафан- народная русская женская одежда
Понёва - женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки
Телогрея- верхняя одежда
Приволока — безрукавная накидка.
Шушпан - женский холщовый кафтан
Слайд 9
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы
и потому дома носили на голове волосники или повойники
и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Слайд 10
Лапти, башмаки, чоботы, ичиги, валенки, онучи, поршни.
В городе
носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь
на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.
В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.
Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.
Слайд 11
Праздничный Девичий Костюм из Вологодской Губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной
деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.
Слайд 12
Праздничный женский костюм из Вологодской губернии.
Снова И. Билибин, и снова
вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана вроспуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.
Слайд 13
Праздничный костюм девушки
из Архангельской губернии.
Наряд кажется поначалу просто-
ватым. Своедельская рубаха из
беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает
тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое тер-
пение!
Слайд 14
Праздничный женский костюм из Рязанской губернии.
Недаром традиционный
русский
костюм называют «многослойным»:
рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок... И
совершенно
непривычное для нас обилие украшений! Возьмите прямой, как мешок, длинный навершник. Холста, из которого он скроен, не видно — практически весь он закрыт нашивками из тесьмы и позумента. Но что удивительно: немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.
Слайд 15
Праздничный женский костюм
из Воронежской губернии.
Это тоже
жительница южной Руси — видите, как ярок наряд! Да
и состав костюма иной: основа его — клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золото- швейным налобником и шерстяными розетками у висков.
Слайд 16
Праздничный мужской костюм из
Архангельской губернии.
Примерно так
одевались крестьяне по всей России: рубаха, порты и пояс.
На голове грешневик — широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами.
Слайд 17
Праздничная мужская рубаха.
Семипалатинская губерния. Конец XIX —
начало XX века.
Весьма красочной была мужская одежда так называемых
«бухтарминских старообрядцев», живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской: кумачовые листовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышком и украшали бисером.
Слайд 18
Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX —
начало XX века.
Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая,
«бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.
Слайд 19
Праздничная женская рубаха.
Олонецкая губерния. Начало XIX века.
Украшая рубаху
щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити.
Особенно
интересен узор на подоле:
Древо Жизни с птицами по бокам.
Слайд 20
Передник c земледельческими
календарями-«месяцами».
Олонецкая губерния. Конец XIX
века.
Затейливые узоры, вышитые на
каргопольском переднике, не что
иное, как древние
земледельческие
календари. Шесть лепестков и шесть
ростков внутри круга обозначают
12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например,
2 мая — «Борис-Глеб — сею хлеб»,
31 мая — «Придет Федот — земля
примется за свой род». Подобные
месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству.
Слайд 21
Юбка «нодольница».
Олонецкая губерния. Начало XX века.
Удивительно красива
эта юбка, почти сплошь покрытая тканым узором. Приглядевшись к
нему, можно увидеть, как мерно шествуют вокруг солнечных ромбов олени с ветвистыми рогами. Сюжет выбран не случайно. Такая юбка отделилась от рубахи покосницы, подол которой щедро украшали браным ткачеством. На первый выгон скота молодые женщины надевали по две, а то и три
подольницы, показывая солнышку и подружкам свое богатство.