Слайд 2
Из всех музыкальных инструментов гитара – самый популярный
современный и необходимый в целом мире инструмент, не смотря
на то, что создан был в древности.
И следует выяснить: способна ли гитара пробудить в нас добрые эмоции, а в частности веселье при прослушивании «юморных» песен. И почему грустить с гитарой порой очень хочется!
Слайд 3
Постановка проблемы и круг рассматриваемых вопросов.
Почему гитарная музыка
звучала и продолжает звучать до сих пор и считается
современной музыкой во все времена? Доказано, что гитара претерпела большие изменения в построении: от киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях), до современных акустических и электрогитар. И до сих пор гитара продолжает своё развитие, используя современные технологии для новых красок своего звучания.
Слайд 4
Цель:
Целью данного исследования является доказать, что гитара
- музыкальный инструмент, который сочетает в себе как простоту,
так и сложность одновременно. Мобильна и компактна. Прекрасно звучит. Научиться играть на ней сможет любой желающий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить литературные источники о строении и истории появления гитары;
выявить особенности гитары;
известные исполнители – гитаристы;
гитара Высоцкого - сочетания профессионализма и примитивного использования инструмента
разработать анкету – опросник «Что ты знаешь об инструменте гитара?»
провести социологический опрос.
Слайд 6
Гитара – это древний музыкальный инструмент, т. к.
ее история возникла еще в глубокой древности в странах Ближнего и
Среднего Востока, тысячи лет назад. «Предками» гитары являются древние кифары.
Кифары
Набла
Эль
ауд
Древние кифара, набла и арабский эль-ауд начали конструктивно развиваться
и распространились по всему побережью Средиземного моря
Слайд 7
В странах Малой Азии встречается родственница
гитары -«кинира».
В
Древней Греции самыми известными муз. инструментами были: арфа, лира, пандора
и китара.
киннор
Арфа-китара
арфа
лира
Слайд 8
В самом начале нашей эры в Европейских странах
Средиземноморья была популярна латинская гитара – ближайшая родственница греческой.
Муз. инструмент лютня - также связана родственными узами с гитарой. Кстати, название «лютня» появилось от арабского «эль-ауд», что означает «благозвучный» и «деревянный».
Латинская гитара
лютня
до XVI века гитары были трех – и четырехструнными. На которых играли не только пальцами, но и специальной костяной пластинкой («плектор» – что-то наподобие современного медиатора :)).
Слайд 9
Позднее этого же столетия в Испании придумали пятиструнную
гитару. С этого времени она стала носить название –
испанская гитара.
к концу XVIII века появилась
шестиструнная гитара.
И это вновь произошло в Испании. Именно с того времени началось стихийное распространение гитары по всему миру, т.к ее возможности превышали в разы предшествующих.это вновь произошло в Испании
.
Пятиструнная гитара
Шестиструнная гитара
видео
Слайд 10
В Россию испанская гитара попала в XVIII веке, отчасти благодаря
работавшим в России итальянским композиторам и музыкантам, в первую
очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио.
С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара, соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары.
1741-1822
Карло
Каннобио
Джузеппе
Сарти
1784—1792
Слайд 11
Своей популярностью в первой половине XIX века инструмент
(получивший название «русской гитары») во многом обязан деятельности жившего
в то время композитора (автора более тысячи сочинений и обработок), гитариста и педагога Андрея Осиповича Сихры.
Андрей Осипович
Сихира
1773-1850
В те же годы для русской гитары писали выдающийся виртуоз Михаил Тимофеевич Высотский, ученик А. О. Сихры Семён Николаевич Аксёнов, Людвиг Сихра и другие композиторы.
МихаилТимофеевич
Высотский
1784—1853
Семён Николаевич
Аксёнов
1791-1837
Людвиг Сихра
видео
Слайд 12
Русская семиструнная гитара.
Без неё трудно представить
Себе такое
явление музыкальной культуры, как русский
городской романс. На примере
жизни деятельности трёх музыкантов конца 18 и начала 19 века Гельда, Сихры и Высотского
можно проследить становление семиструнной русской гитары.
Андрей Осипович
Сихра
Михаил Высотский
Слайд 13
Знаменитые Российские гитаристы.
Никита Арнольдович Кошкин;
Николай Андреевич Комолятов;
Леонид Владимирович
Карпов;
Михаил Сергеевич Яблоков;
Владимир Терво;
Вячеслав Широков;
Виктор Викторович Козлов;
Игорь Владимирович Рехин;
Владимир
Игоревич Доценко;
Владимир Михайлович Дубовицкий.
Алексей Викторович Зимаков;
Михаил Гольдорт;
Вадим Чебанов;
Дмитрий Илларионов
Анастасия Владимировна Бардина.
Слайд 14
В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает
значительные изменения, Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер
Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.
Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. Среди известных гитаристов XIX века Франсуа де Фосса и Дионисио Агуадо. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.
Классическая гитара включена в программу молодёжных Дельфийских игр России.
Слайд 15
В XX веке появился новый тип гитары —
электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом
Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (так называемая «сковородка»). В начале 1950-х годов Лес Пол изобретает электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, но позже отдаёт идею Лео Фендеру так как идея цельнокорпусной гитары не вызвала интереса компании Gibson, где работал Лес Пол. Конструкция электрогитары сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала «Роллинг Стоун») американский гитарист Джими Хендрикс.
Слайд 16
Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены эстрадные
гитары с металлическими струнами, среди которых можно выделить фолк-гитару,
трэвел — («туристическую») гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).
Слайд 17
Конструкция акустической гитары
Слайд 18
Виды гитар:
классическая,
неклассическая акустическая,
резонаторная;
Электрогитара;
Полуакустическая;
Басовая гитара
Эстрадная;
Слайд 19
Современное отношение к гитаре немного изменилось
за несколько столетий. Часто гитары используются для аккомпанирования голосу
вокалиста. еще чаще – для разнообразия общей картины какой-либо композиции. В таком случае музыка под гитару является только частью общей группы инструментов. Конечно, профессиональные гитаристы не пользуется популярностью на сцене и композиция воспринимается как неполноценная.
На сегодняшний день существует огромное количество видов музыки для гитары, хотя гитара уже давно не считается самостоятельным инструментом, но некоторые виртуозы до сих обращаются к записям старых композиторов И сейчас настоящие виртуозы и ценители инструмента умеют играть красивую музыку на гитаре и в современном формате, подстраивая ее под свой вид гитары.
Слайд 20
Классическая гитара.
Каждый жанр и стиль современной музыки
имеет ряд композиций, которые называют классическими. Однако классическая красивая
музыка на гитаре требует огромного профессионализма музыканта.
Неклассическая акустическая гитара.
Чаще всего называется просто акустической, которая стала самой популярной в 20 веке, А стили современной музыки не стоят на месте, вследствие чего акустические гитары имеют некоторые произведения, считающиеся классическими.
Неклассическая акустическая гитара чаще всего используется для аккомпанирования вокалистам. но все-таки самым популярным из всей массы по сей день является блюз.
Слайд 21
Резонаторная гитара Пожалуй, один из самых малораспространенных видов
в наше время. Красивая музыка на гитаре с резонатором
часто используется для практики своих знаний. При этом часто используются специальные пластмассовые цилиндры, одевающиеся на мизинец левой руки.
Электрогитара. самый популярный вид современной гитары. Специфическая музыка Строение гитары такого вида говорит о том, что звучание ее кардинально отличается, как от классического, так и акустического приспособления. Такая гитара, практически никогда не используется самостоятельно.
Полуакустическая гитара. Считается средним инструментом-гибридом между акустической и электрической гитарой. За счет подключения к внешним усиливающим аксессуарам и оборудованию
Басовая гитара. К сожалению, обладатели всегда остаются в тени других музыкантов во время выступления на сцене. Тем не менее, именно музыка гитары басового вида задает ритм и темп всей композиции
Слайд 22
Большое количество разновидностей гитар Классифицировано по следующим признакам:
По
способу усиления звука;
По конструкции корпуса;
По диапозону;
По наличию ладов;
По стране
(месту происхождения);
По жанру музыки;
По роли в исполняемом произведении;
По числу струн;
Прочее.
Слайд 23
Нотная запись
В современной музыкальной нотации при записи произведений
для гитары применяется набор условных обозначений, позволяющий указать аппликатуру
произведения.
- Струна, на которой исполнять звук, обозначается номером струны в кружочке,
- позиция левой руки (лад) — римской цифрой,
- пальцы левой руки — цифрами от 1 до 4 (открытая струна — 0),
- пальцы правой руки — латинскими буквами p, i, m, a и е,
- направление удара медиатором — значками (вниз, то есть от себя) и (вверх, то есть к себе).
Кроме того, при чтении нот следует помнить о том, что гитара является транспонирующим инструментом — произведения для гитары всегда записываются на октав увыше, чем звучат. Так делается для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий снизу.
Слайд 24
Табулатура –способ записи произведений для гитары.
Слайд 25
Аппликатура- графические изображения, представляет собой схематически изображенный фрагмент
грифа гитары с обозначенными точками местами постановки пальцев левой
руки. Пальцы могут быть обозначены своими номерами, так же как и позиция фрагмента на грифе.
Слайд 26
Аксессуары
Коподастр на грифе
Пьезоэлектрический
звукосниматель на
классической гитаре
Плектр (медиатор.
Слайд — полый
цилиндр из твёрдого и гладкого материала
Каподастр — приспособление для постоянного
зажатия всех или нескольких струн на одном ладу,
Кофр — мягкий или жёсткий футляр
Подставка (стойка) — приспособление для надёжной фиксации инструмента на полу либо стене,
Гитарный ключ — инструмент для регулировки положения грифа
Слайд 27
Съёмный звукосниматель — вместе с акустической гитарой могут применяться специальные
звукосниматели
Тюнер — электронное устройство
Инструментальный шнур .
Колок специального устройства позволяющий быстро переходить
от одного строя к другому (например от стандартного к «Dropped D»).
Подставка под левую ногу, используется при игре на классической гитаре.
Слайд 28
ГИТАРА ВЫСОЦКОГО – СОЧЕТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПРИМИТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТА
Слайд 29
Высоцкий утверждал, что гитара ему нужна исключительно для
создания ритма. Он выбрал гитару в качестве основного инструмента
для аккомпанирования.
Высоцкий песнями под гитару сумел передать слушателям те эмоции, которые не могут передать обычные поэты. Достучаться до сердец слушателей музыканту удалось благодаря экспрессии собственного вокала.
видео
Слайд 30
Высоцкий – поэт,
но к сердцам слушателей
Он проникал
через исполнение
своих стихов под гитару и на
публику
умудрялся высказывать
то, что люди не сказали бы
и шёпотом.
Слайд 31
Своей музыкой Владимир объединил любителей многих жанров и
стилей того времени. И просто интересно, как человек, знающий
всего три аккорда на гитаре, может быть настолько популярным и востребованным артистом.
Простота приемов игры на гитаре стала скорее особенностью игры музыканта, нежели недостатком. Высоцкий сам постепенно создавал собственный стиль, который и в наше время показался бы обычной примитивной игрой.
Слайд 32
Фернандо Сор
(1778-1839)
Композитор–гитарист,
выдающийся в полном
смысле этого слова.
Маттео
Каркасси (1792-1853)
Знаменитый итальянский гитарист и композитор, принадлежавший к славному «Золотому
веку гитары». Родился в артистическом городе Флоренции в 1792 году.
Фернандо Карулли (1770-1841)
Знаменитый гитарист, сын известного писателя, секретаря в Неаполитанском суде.
(1781-1829)
Знаменитый концертный исполнитель–гитарист и композитор. Родился в Болонье в
1780 году.
Дионисио Агуадо
(1784 - 1849)
Испанский гитарист-виртуоз, композитор, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" – капитального труда по обучению игре на гитаре.
Таррега Эйксеа Франсиско (1852-1909)
Выдающийся испанский гитарист и композитор.
Слайд 34
Мигель Льобет
(1878-1938)
Один из важнейших представителей национальной школы
Андрес Сеговия
(1893-1987)
–
выдающийся испанский гитарист и педагог.
Эмилио Пухоль
(1886 - 1980)
- известный
испанский педагог, гитарист, музыковед, автор пятитомной школы "Рациональный метод игры на гитаре".
Слайд 35
Эйтор Вила-Лобос
(1887 – 1959)
Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор,
знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог.
Августин Барриос
(1885-1944)
Мангори – гениальный парагвайский
гитарист-виртуоз
Мария Луиза Анидо
(1907 – 1996)
- замечательная аргентинская гитаристка, композитор и педагог.
Слайд 36
Анхель Вильольдо
(1861 - 1919)
Аргентинский композитор и гитарист.
Тольса Карлос
Гарсия
(1858 - 1905)
Испанский гитарист, бандурист и композитор.
Гаспар Санз (1640-1710) родился
4 апреля 1640 года в местечке Calanda провинции Арагон, он и был знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына дона Хуана Австрийского.
Слайд 37
В наши дни проходят конкурсы, фестивали гитарной музыки
песен бардов, а значит, гитарная музыка продолжает развиваться. Всё
больше желающих непрофессионалов стремятся освоить «Три аккорда».
А так же классическая гитарная музыка продолжает звучать. А сопровождение романсов под гитару звучит особенно убедительно.
Слайд 38
Заключение.
Я провёл опрос среди наших школьников.
На вопрос «Что ты знаешь об инструменте гитара?», «Какие
гитары знаешь?» и «Легко ли научиться играть на гитаре?» получил такие ответы:
-Гитара- это струнный музыкальный инструмент.
-Гитары бывают шестиструнные, семиструнные и 12-ти струнные.
-Классическая, акустическая, полуакустическая, электро-гитара и басовая гитара.
«Легко ли научиться играть на гитаре?»
Нет не легко (в основном);
Если есть желание и время;
«Да»!
Слайд 39
Изучайте
и слушайте
гитарную
музыку!