Слайд 2
- Феофан Грек
- Андрей Рублёв
- Дионисий
- Строгановские иконы
16 века
- Симон Ушаков
Слайд 3
XIV век стал
«золотым веком» новгородской живописи.
У истоков
русской школы (сочетание византийско-славянской культуры с собственным представлением о
духовной красоте)
стоял мастер родом из Константинополя
Феофан Грек
(философ)
Феофан Грек. Преображение.
Слайд 4
Особенности стиля Феофана Грека:
- тёмный колорит,
- движки, оживки,
пробела,
- аскетичная, суровая живопись
Ф. Грек расписал 40 храмов
в различных городах Европы и Руси (по словам книжника Епифания Премудрого). Святые находятся в состоянии душевного напряжения, борьбы с соблазнами плоти. Напоминание нам, что победа над самим собой и торжество святости достаётся высокой ценой.
Слайд 5
Церковь
Спаса Преображения на Ильине улице 1374 года
Великий
Новгород
Фрески
Феофана Грека
1378 года
Слайд 6
XV век – век расцвета русской иконописи, вершинные
творения которой связаны с именами
Андрей Рублёва,
Даниила Чёрного,
Дионисия
и др. менее известных.
Андрей Рублёв (1380 – 1427)
Знаменитая «Троица» создана в память о Сергии Радонежском, который при жизни почитался как «ангел среди людей».
На Руси часто обращались к его заветам, призывающим к кротости, смирению, любви к Богу и ближним.
Андрей Рублёв. Троица. Для иконостаса Троицкого собора в лавре.
Третьяковская галерея.
Слайд 7
Особенности стиля
Андрея Рублёва:
- лёгкие бесплотные фигуры, пышные
причёски, тонкие лица,
- светлые краски, рублёвский голубец,
- не трагически,
а со светлой надеждой,
- новый тип Троицы, который стал каноническим.
Андрей Рублёв. Христос во славе.
Фреска Успенского собора во Владимире.
Слайд 8
Дионисий (40-е года XV века, мирянин, ) –
достойный последователь Рублёва.
Особенности стиля Дионисия:
Вытянутые фигуры
Маленькие головы с
красивыми лицами
Светлые, прозрачные, нежные и звучные краски
Изящество, ликование, радость
Храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (фрески дошли в первозданном виде)
Слайд 9
Житийные иконы Дионисия.
Митрополит Пётр - 1480
Клёймы –
Клейма (иконопись) — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть
иконы прямоугольной формы, изображающая сцены, поясняющие сюжет центральной композиции.
Чаще всего клеймы располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником.
Слайд 10
Дионисий
Распятие – 1500 год
Альбрехт Альтдорфер Распятие –
1516 год
Акцент на страданиях
Слайд 11
1398, Вологодская область
Ферапонтов монастырь
Слайд 12
Строгановские иконы – по заказу богатых купцов Строгановых.
Они служили для украшения интерьера.
Особенности стиля:
Маленький размер икон, напоминает
миниатюру
Очень мелкие изображения людей
Тщательно выписанные миниатюрные детали
Использование золочения
Маленькие мазки
Изображение движения, пейзажа
Слайд 13
Симон Ушаков – XVII век – иконописец оружейной
палаты.
Обмирщение искусства
Живоподобие в иконах 17 века
Возникновение парсуны
(портрет, от слова «персона»)
Князь Скопин - Шуйский
Слайд 14
Симон Ушаков активно использует светотень
12 век
17
век
Слайд 15
Симон Ушаков – Спас Нерукотворный
Слайд 16
«Церковь воинствующая»
(«Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́»)
1552 года посвящена
событиям взятии Казани
(в 16 веке иконопись склоняется в сторону
изображения событий, фиксации мирской жизни, теряет духовный ингредиент)
Слайд 17
Угадай-ка!
Работа в парах
Раздаются фотографии храмов разных периодов (домонгольский,
послемонгольский, и другие (18 или 19 в.).
Устно дать ответы
(одновременно вопросы и фото храмов на слайде):
перечислите особенности архитектуры храма,
отнесите храм к одному из периодов,
назовите архитектурную школу (Владимиро – Суздальская, Псковско – Новгородская домонгольского периода; Московская, Псковская, Новгородская послемонгольского периода.
Слайд 18
Угадай-ка!
Определи период создания храма по стилистическим особенностям
и назови архитектурную школу - 1
Слайд 19
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 2
Слайд 20
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 3
Слайд 21
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 4
Слайд 22
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 5
Слайд 23
Определи период создания храма по его архитектурным элементам
и назови архитектурную школу - 6
Слайд 24
Определи период создания храма по его архитектурным элементам
и назови архитектурную школу - 6
Слайд 25
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 7
Слайд 26
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 8
Слайд 27
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 9
Слайд 28
Определи период создания храма по стилистическим особенностям и
назови архитектурную школу - 11