Слайд 2
Виктор Михайлович Васнецов (15 мая 1848 г.р., село
Лопьял, Вятская губерния) - русский художник-живописец и архитектор, мастер
исторической и фольклорной живописи.
Слайд 3
Биография.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая
1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской
губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858-1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сначала у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
Слайд 4
В 1893 году Васнецов становится действительным
членом Академии Художеств.
После 1905 года был близок к
Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Слайд 5
Творчество.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные
жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от быто-писательства к
сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества.
Слайд 6
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые
сюжеты,
например в картинах:
«С квартиры на квартиру» (1876)
Слайд 7
«Военная телеграмма» (1878)
Слайд 10
Позже главным направлением становится былинно-историческое направление
. В 1880-е г.г., оставив жанровую живопись, создавал произведения
на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников, обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
«Витязь на распутье» (1882)
Слайд 11
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
Слайд 13
«Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
Слайд 15
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
Слайд 16
В 1883-85 г.г. Васнецов выполнил монументальное панно
для Исторического музея в Москве.
«Каменный век»
Слайд 17
В 1885-96 г.г. большую часть росписей Владимирского собора
в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести
духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи. Религиозная живопись Васнецова знаменует собою начало нового движения в этой области и повела к созданию своеобразного «васнецовского» стиля, которому многие стараются подражать, но большею частью безуспешно.
Особенно замечательны работы Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также «Плащаница» (1896).
Русская православная церковь, построенная в Дармштадте.
Владимирский собор в Киеве
Слайд 18
В 1885 году произошло событие, которое Васнецов считал
главным в своей жизни. Ему было предложено выполнить росписи
только что отстроенного Владимирского собора в Киеве. Он взялся за эту работу и посвятил ей десять лет, вложив всю страсть и тревогу своей души.
Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видел свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.
Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников - свыше 2000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Основной идеей программы внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Слайд 19
В 1885-1891 годах мастер работал в Киеве над
росписью кафедрального Владимирского собора, по окончании этих работ в
1893 году он был избран действительным членом С.-Петербургской Императорской Академии художеств.
«Христос-Вседержитель»
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве,
1885-1896 г.г., холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 20
За десять лет (1880-1890 г.г.), шесть из которых
он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880
кв. м во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур.
В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин.
Вид на алтарь.
Интерьер Владимирского собора в Киеве
Слайд 21
Сильное впечатление производит запрестольный образ Богоматери. Великолепная фигура
Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого
цвета в верхней половине анкерной апсиды, господствует над всем пространством. Она держит Младенца не себе, не для себя, а именно несёт Его миру. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь к стоящим в храме людям.
Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.
«Богоматерь с младенцем»
Слайд 22
В. М. Васнецов работал над оригиналами для мозаик
храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С.-Петербурге, построенного на месте
смертельного ранения Императора Александра II.
Собор во имя Воскресения
Христова на Екатерининском канале
(ныне канал Грибоедова),
г. Санкт-Петербург
Фронтоны четырех крылец собора украшены мозаичными панно, созданными на Евангельские сюжеты по эскизам В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Распятие", "Снятие со Креста" и "Сошествие во ад".
Слайд 23
Для интерьера
храма Воскресения Христова
им были написаны
два картона - «Спаситель» и «Богоматерь»,
и пять картонов
для наружных мозаик - «Серафим», «Распятие»,
«Снятие со креста», «Несение креста», «Сошествие во ад»
«Богоматерь» и «Спаситель»
Мозаика главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге 1901 год.
Слайд 24
«Спаситель».
Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения
в Петербурге 1901 г.
Слайд 25
«Мария Магдалина».
Оригинал для мозаики русской церкви в
Дармштадте 1899 г.
Главный вход оформлен в виде
крыльца с треугольным фронтоном, в котором расположено мозаичное изображение святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Слайд 26
«Богоматерь».
Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте
1899 г.
В апсиде находится мозаика, изображающая Богоматерь,
восседающую с младенцем Христом на Небесном престоле в окружении ангелов. В алтарном своде помещён текст хвалебной песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Эта мозаика, а также мозаика вне храма, была выполнена художником В. А. Фроловым по эскизам В. М. Васнецова. В. М. Васнецов также является автором эскизов внешних мозаик, орнаментов на стенах и сводах, и двух хоругвей. Орнаменты были выполнены художниками В. Т. Перминовым и Кузиком.
Слайд 27
Васнецов оформил храмы в Киеве, Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве.
Успех его росписей был огромен. Им была посвящена небывалая
по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».
Слайд 28
Скончался В.М. Васнецов 23 июля 1926
года, похоронен в Москве, на Введенском кладбище.