Слайд 2
Мезенская роспись возникла в начале XIX века возникла
в начале XIX века в низовьях реки Мезень возникла
в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Слайд 4
Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа
и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой
береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере»
Слайд 5
Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной
палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого
волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Слайд 6
Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент.
Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то
необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет.
Слайд 8
Причина здесь не только в том, что все
изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает
в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны.
Слайд 10
Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба,
земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие,
органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Слайд 13
персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак
Солнца, его движения по небосводу
Слайд 16
оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему
живому на Земле
Слайд 17
уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые
вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту
Слайд 19
мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного
ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие
подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
Слайд 21
Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки,
они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем,
какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.
В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.
Слайд 22
В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские
прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли
из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
Слайд 23
Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень
строго, делится с помощью геометрических узоров на три части:
небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
Слайд 24
Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или
ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких
яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.
Слайд 25
Традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая
нас в глубину веков.