Слайд 2
«Врещагин - явление, высоко поднимающее дух русского человека».
И.Н.
Крамской
Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на
мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину...
К. Симонов
Василий Васильевич Верещагин
(1842-1904)
Слайд 3
Художник-новатор, Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с
их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как
мировое зло
(«Апофеоз войны», 1871-1872 гг.).
Верещагин - автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» -каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др.
Слайд 4
Верещагин Василий Васильевич (14.10.1842, Череповец Новгородской губернии -
31.03.1904),
живописец-баталист, литератор, мемуарист. Из дворян.
Учился в Александровском
кадетском корпусе (1850-1853),
Морском кадетском корпусе (1853-1860),
Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже (1864-1865).
В.В.Верещагин в период окончания
Морского кадетского корпуса.
Слайд 5
Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года,
уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал
в Москве и Париже серию из
20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».
Слайд 6
Наполеон I на Бородинских высотах.
«Шахматы поставлены, игра начнется
завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после
объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. Ночь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состоянии духа.
Слайд 7
Конец Бородинского сражения.
«Тут Север с Западом сражался,
И ударялся
гром о гром».
Державин.
Вечером 26-го августа, около пяти часов,
Бородинское сражение окончилось.
Слайд 8
Перед Москвой - ожидание депутации бояр.
Наконец настал тот
знаменательный день, которого с таким нетерпением ожидал Наполеон, его
маршалы, его солдаты: они дошли до Москвы.
Слайд 9
В Успенском соборе.
Прихоти войны способны достигать самых чудовищных
размеров. Для победителя, занявшаго чужой город, не существует ничего
святого.
Слайд 10
В Кремле - пожар!
«Нет. Не пошла Москва моя
К
нему с повинной головою!..
Не праздник, не приемный дар —
Она
готовила пожар
Нетерпеливому герою»...
А.С. Пушкин.
Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. В нем видели перст Божий.
Слайд 11
Сквозь пожар.
«Подвигло мщение Москву:
Вспылала пред врагами
И грянулась на
их главу
Губящими стенами».
Жуковский.
«Певец во стане русских воинов».
Наполеон, вынужденный
спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
Слайд 12
Зарево Замоскворечья.
«Свой порох отдали солдаты;
Солому с кровли нес
своей
Мужик; товар свой дал купец богатый,
Свои палаты каменные князь,—
И
вот Москва отвсюду занялась».
Байрон. «Бронзовый век».
Огненный ужас... Какой то пламенный потоп. И на фоне его, окутанные столбами дыма, сквозь которые прорезываются сверкающее языки огня, четко вырисовываются Спасская башня в Кремле и купола храма Василия Блаженного.
Слайд 13
Маршал Даву в Чудовом монастыре.
Почему маршал Даву, князь
Экмюльский, избрал для своих письменных занятий именно алтарь Чудового
монастыря? Да просто потому, что маршал Даву был не из тех людей, которые способны обращать внимание на окружающую их обстановку.
Слайд 14
В Петровском дворце (в ожидании мира).
Наполеон, всегда отличавшийся
необычайной быстротой мысли и действия, сейчас потерял бодрость духа
и способность ясно определять ход событий.
Слайд 15
Возвращение из Петровского дворца.
Кучи пепла, да местами попадавшиеся
развалины стен и обломки стропил, одни указывали на то,
что здесь когда то были улицы»...
Слайд 16
Поджигатели. Расстрел в Кремле.
Пожар Москвы необыкновенно раздражил французов
и надо было на ком ни будь сорвать злобу.
Наполеон приказал нарядить военные суды и расправляться с поджигателями без всякой пощады.
Слайд 17
Наполеон и маршал Лористон - мир во что
бы то ни стало.
— «Так что-же делать?» - «Остаться
здесь, отвечал Дарю, сделать из Москвы укрепленный лагерь и провести в нем зиму». Наполеон, подумав, сказал: «Львиный совет! но что скажет Париж? Что там будут делать? Нет. Франции не привыкнуть к моему отсутствию, а Пруссия и Австрия воспользуются им!»
Слайд 18
В Городне - пробиваться или отступать?
И вот сидит
император, покоривший пол мира, сидит на жесткой скамье захудалой
крестьянской избы, в обстановке, так мало соответствующей его царственному величию, и думает горькую думу.
«Пробиваться или отступать?»
Слайд 19
На этапе - дурные вести из Франции.
«Зачем он
так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами
сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?»...
М. Лермонтов. «Наполеон»
Армия подходила к Смоленску. Приближавшаяся ночь застала Наполеона в маленькой деревушке. Надо было устроить ему ночлег. Но где? Самым подходящим местом для этой цели представилась церковь.
Слайд 20
На большой дороге - отступление, бегство...
Что должен был
испытывать Наполеон и ночью, и каждый день, и вот
во время этого печального шествия между бренными остатками его армии, трудно себе и вообразить. Но, несомненно, мысли его должны были быть ужасны и состояние духа самое отчаянное.
Слайд 21
Наполеон в зимнем одеянии.
«Надменный, кто тебя подвигнул?
Кто обуял
твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты
отважных дум?»
А.С. Пушкин.
«Наполеон в зимнем одеянии» удачно заканчивает длиннейший список изображений французского императора, внося с собою и совершенно особенную ноту.
Слайд 22
Ночной привал Великой армии.
Весь день с раннего утра
они шли, солдаты Великой армии, медленно, страшно медленно подвигаясь
вперед к цели, отныне ставшей единственно заветной, — поскорее выбраться за пределы суровой страны, где ужас, холодный и безмолвный, сторожил их на каждом шагу.
Слайд 23
«Не замай! - Дай подойти!»
Громадный густой лес, весь
заваленный снегом, где пройти и не заблудиться впору лишь
очень бывалому человеку. И в нем притаилась кучка крестьян. Впереди высокий старик с характерным выражением красивого, чисто русского лица. Французы бредут по дороге, голодные, усталые, продрогшие, оцепенелые от отчаяния, охватившего их на этом безконечном пути от Москвы к родине. Вот и теперь: они идут, они не подозревают, что таится вон за этими густыми, тяжело осыпанными снегом ветвями... А там уже выражают нетерпение, и более рьяные готовы броситься. Но... «Не замай! Дай подойти!»...
Слайд 24
«С оружием в руках - расстрелять!»
Французы взяли тех
крестьян в плен. Дойдя до опушки поставили их на
колени. Рядом на снегу у разложенного костра оказалась группа каких-то важных господ. И среди них человек, толстый, низенького роста, одетый в зеленую подбитую и опушенную мехом шубу и в такой же теплой шапке..
Кто это?.. Наполеон!..
Слайд 25
«В штыки! Ура! Ура!»
Отечественная война была близка к
окончанию. Наполеон уходил из России, наши войска преследовали его
по пятам.
Слайд 26
Физкультминутка.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
·
Сидя или стоя,
руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний.
· Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.
· Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Слайд 28
Рефлексия.
Мне понравилось на уроке…
Мне не понравилось……
Сегодня я понял…
В.В.
Верещагин……
Цикл картин. .…
Слайд 29
«Но стали-ж мы пятою твердой
И грудью приняли
напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор».
А. С
. Пушкин
Слайд 30
Художник-баталист В.В. Верещагин своим уникальным творчеством и героической
жизнью выражал протест против войны и насилия: ведь за
победу приходилось расплачиваться жизнями солдат.
И.Н. Крамской сказал:
«Верещагин не просто художник, а нечто большее».