Слайд 3
мужской костюм для поездок в дальнюю дорогу -
Центральные районы России
женский костюм для поездок в дальнюю дорогу
- Центральные районы России
Слайд 4
женский костюм Тульской губернии
мужской костюм с поддевкой Тульской
губернии
Слайд 5
1. праздничный женский костюм Костромской губернии
2
1
2. костюм девушки
Курской губернии
Слайд 6
1.Женский праздничный северный костюм
2.Праздничный женский костюм Новгородской губернии
1
2
Слайд 7
1.костюм девушки Воронежской губернии
2.костюм девушки Олонецкой губернии
1
2
Слайд 8
1. женский костюм Воронежской губернии
2. женский костюм Тамбовской
губернии
1
2
Слайд 9
женский костюм Орловской губернии
Слайд 10
Народная одежда различалась по назначению
будничная
праздничная
свадебная
траурная
по возрасту
по семейному положению
по времени года -
практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).
региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы .
знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Основные виды и формы костюма
Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.
Слайд 11
Женский Южнорусский костюм
Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской,
Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный
ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.
В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник ("запан"), 'навершник" - наплечная одежда типа укороченной рубахи, Другие детали и украшения, головной убор "сорока", обувь.
Слайд 13
Северорусский сарафанный комплекс
составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник,
украшения, обувь.
Термин "сарафан" первоначально с XIV по XVII
в. обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI в. этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через олову) или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду
Слайд 14
Костюм Рязанской губернии. XIX в
Костюм Олонецкой губернии
Слайд 15
Элементы
одежды
русского народного
костюма
Слайд 24
Знаки-символы солярные
знаки
солнце
земля
вода
древо жизни
женщина
конь
птица
Слайд 25
Наиболее распространенные элементы орнамента:
ромбы,
косые кресты,
восьмиугольные звезды,
розетки,
елочки,
кустики,
стилизованные фигуры женщины,
птицы,
коня, оленя
Узоры
тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.
Слайд 26
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды,
были
домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с
середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей
были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту.
Слайд 27
Гамма цветов многокрасочна:
белый
красный
синий
черный
коричневый
желтый
зеленый
Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе
белого, красного и синего (или черного) цветов.
Слайд 28
орнамент
(лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании
составляющих его элементов; предназначается для
украшения различных предметов
Слайд 29
Виды орнамента по используемым мотивам
геометрический
растительный
Слайд 30
геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные,
зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали;
более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);
растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант, гранат и т. д.);
Слайд 32
зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур
реальных или фантастических животных.
В качестве мотивов используются также
человеческие фигуры — антропоморфный орнамент.
Слайд 33
Мотив (искусство)
характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо произведении,
например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;