Слайд 2
Художник, композитор, писатель
создают свои произведения
в надежде
на то, что они будут
интересны людям.
История искусств
знает много
примеров обращения художника
к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию,
добру, справедливости.
Слайд 3
АНДРЕЙ РУБЛЕВ ( 1350- 1430)
известный и почитаемый
русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи
XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. оставил людям замечательную икону «Троица», слава о которой
гремит по всему миру.
Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память
о ее великом основателе
Сергии Радонежском и в похвалу
своему учителю.
Слайд 4
Икона, написана приблизительно в 1410 г. На иконе
изображена Троица Ветхозаветная, сюжетно восходящая к библейской книге «Бытие».
Находилась в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 г. Создана в память Сергея Радонежского, одного из главных вдохновителей Куликовской битвы. Его поступки способствовали объединению князей и прекращению междоусобиц.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря Построен в 1411г Расписан Рублевым и Даниилом Черным приблизительно в 1420 г. И в его иконостас попало множество икон Рублева, в том числе «Троица». Храм является также усыпальницей и надгробным памятником Сергию Радонежскому, учителю и наставнику Рублева.
Слайд 5
В одном из залов Третьяковской галереи висит одна
из самых известных и прославленных в мире икон —
«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века.
Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?
Слайд 6
История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен
Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень
сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.
Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».
Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками.
Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.
Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Слайд 7
На иконе изображены три ангела,
пришедшие, согласно ветхозаветному
преданию,
к старцу Аврааму и его
жене Сарре сообщить им
о том, что
у них родится долгожданный сын.
Авраам гостеприимно усадил юношей
за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им
угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине
стола, напоминающего своей формой
древний жертвенник.
Слайд 8
В центре композиции Бог Сын, печально
благословляющий чашу и
глядящий так,
словно видит в ней, как в зеркале,
свое отражение.
Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры.
И это говорит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус
Христос, они идут на нее ради великой цели —спасения людей. Так Андрей Рублев с помощью иносказания призывает
князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.
Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества
победы Бога над злом — обращен к будущему.
Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.
Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом
празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и
заповеданного ему совершенствования.
Слайд 9
Ангелы олицетворяют собой триединство Божие: Бог сын; Бог
отец; Бог дух святой. Три ангела сидят за жертвенным
столом, благословляя чашу. Сама композиция также напоминает форму чаши, а если провести линию между руками и головами ангелов, то получится круг – идеальная фигура.
Символика предметов У каждого из 3 ангелов в руках по посоху. И каждый посох на что-то указывает. Трость Святого Духа указывает на гору, по чему и можно узнать, что это и есть «горний» святой дух. Трость Бога Отца указывает на деревце, что символизирует древо познания. Трость Бога Сына указывает на домик, символизирующий храм, в колоннах которого зашифровано слово Иисус Христос.
Слайд 10
Символика жестов Теперь обратим внимание на чашу и
руки ангелов Чаша – жертвенная - в ней находится
жертва. Бог Отец благословляет чашу, тем самым принося в жертву своего сына, при этом голова его нежно повернута к нему. Святой дух тоже благословил чашу и уже убирает руку, как знак окончательного решения. Бог Сын принял их решение и уже убрал руку.
Цвет Рублев использует мягкие нежные цвета, создавая настроение умиротворённости и тихой радости. В одежде Бога Отца очень яркий акцент пурпурного хитона – цвет царской власти. В одежде Святого Духа – первая зелень весны и голубизна неба. Бог Сын одет в терракотовый плащ, накинутый на голубой хитон. Это цвет земли и намек на его страдания.
Слайд 11
Вывод
Эта икона как будто излучает любовь, нежность
и покой. Она пробуждала в русских людях чувство единства
и родства. Таким образом, это не просто великое произведение искусства, но и мощная политическая сила, способствующая объединению Руси.
Слайд 12
«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой
древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий
и воспроизведений.
Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична
и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон
на религиозные сюжеты.
Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными.
Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно
назвать ни одного его произведения.
Осталось лишь имя, да и то знали его
только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы,
не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.
Слайд 13
Новоспасский монастырь. Андрей Рублев
Памятник Андрею Рублеву
во Владимире.
Слайд 14
• Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее
колорит,
ритмическое построение, характер линий?
Какой знак дает понять,
что эти ангелы — странники?
• Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым иконы «Троица»?
• В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского
и Сергия Радонежского?
• Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы
Андрея Рублева?
• Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?
• Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев».
Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня,
небесного и земного?
• Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского:
«Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи.
В этом и заключается высшее предназначение художника».