Слайд 3
Проблемный вопрос
Откуда это гжельское чудо?
Слайд 4
Цель проекта: знакомство с народными промыслами, одной из
форм народного
художественного творчества.
Слайд 5
Задачи проекта
Образовательные – познакомить с искусством гжельских мастеров,
с техникой изготовления гжели. Закреплять разные приемы работы кистью,
элементы росписи.
Развивающие – развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности.
Воспитательные – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей.
Гжель !
Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветешь, не увядая,
Полыхая голубым.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом -
Белый цвет и синий цвет.
Слайд 8
Голубые цветы гжели
Гжель — старинный гончарный район, возникший
в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно
богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды.
Слайд 9
Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития
керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4
в. до н. э. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
Слайд 10
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий,
форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду.
Слайд 11
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел
начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели
кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
Блюдо.Майолика. Начало 18в.
Квасник.Гжель.18в
Слайд 12
В 1770-е годы в Гжели появились гончарные заводы.В
1775г. один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ
на посуду.По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «… на фасон заморских самолутчей доброты».
Слайд 13
С конца 18 в. в Гжели происходит переход
от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий
— от многоцветья к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В росписи преобладает растительный орнамент. Основные формы: кумганы, квасники, реже — кружки, подсвечники, рукомойники. Изделия этого периода представлены сейчас в ведущих музеях страны — Историческом, Русском, Эрмитаже.
Слайд 14
В середине XIX века
на гжельских промыслах уже господствовала фаянсовая посуда.
Появились фамилии и династии фабрикантов, художников, мастеров: Дунашовы, Кудиновы, Марковы, Кузнецовы.
Один из сохранившихся каталогов включает около двух тысяч видов фарфорово-фаянсовых изделий. Только чайных сервизов насчитывалось 112 наименований.
Слайд 15
На рубеже 19-20 веков народный промысел исчез полностью.
Возрождается он лишь в послевоенные годы. У истоков этого
возрождения стоял Александр Борисович Салтыков. Счастливым для возрождения Гжели стало сотрудничество Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой.Они придумали и разработали новый стиль-те самые известные нам синие узоры на белом фоне.
Кувшин и кружка. Н.Бессарабова
Слайд 16
Особенности технологии подглазурной росписи связаны
с изменением цвета во время обжига. Черный как сажа
кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.
Слайд 17
В 1992 году объединение «Гжель» было единственным предприятием
в Гжельском районе. На протяжении полстолетия объединение «Гжель» создавало
свой собственный художественный стиль.
Слайд 18
Особенность гжельского бело-синего фарфора: роспись с растяжкой теней
от темного к светлому, взята из древних мазков, доведена
до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель». Этот стиль признан не только в России, но и за рубежом. Фирменные магазины в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже.
Слайд 19
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –атрибуты
сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка
синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Слайд 20
Технология изготовления
Работа требовала большого терпения и искусства: одно
неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась
по мягкому, необожженному черепку. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладутся широким круговым движением. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Такое исполнение цветка называли агашкой. Самый излюбленный узор «гжельская роза».
Слайд 22
Сегодня под маркой «Гжель» выпускается множество изделий из
фарфора:вазы, декоративные статуэтки, игрушки, камины, люстры, фарфоровая посуда :
чайные или столовые сервизы, кофейные пары, отдельные предметы. Каждое изделие расписывается только вручную.
Слайд 23
Работа над проектом
1.Поиск материала
Слайд 27
Использованная литература.
1. Нетцель А. Очерки гжели / /
Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М.,
1864. Вып.1.
2. Исаев А.Промыслы Московской губернии. М.,1876. Т.2.
3. Некрасов М.А. Народное искусство России в современной культуре. 20 – 21 век. М., 2003.
Интернет ресурсы
1. Ода Гжели //Учебный фильм//www.u tube.ru/pages/video/12708
2. Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files.school-collection.edu.ru
3. Народные промыслы: стихи, частушки,з агадки//http:festival.1september.ru