Слайд 2
На рубеже XVII и XVIII вв. в России
закончилось Средневековье и началось Новое время
Если в западноевропейских странах
этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения
Слайд 3
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий
суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые
жанры и открыть совершенно новые для себя темы (мифологическую и историческую)
Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет
Слайд 4
Это вид искусства, создающий формы в
трех
измерениях - в высоту, ширину
и глубину с использованием
различных материалов и особых технологий - высекания, лепки и литья.
Скульптура
Слово латинского происхождения - вырезать, высекать, ваяние, пластика
Слайд 5
Если объект не полностью отделен от своего заднего
плана, как это часто встречается в декоре постаментов памятников,
это барельеф.
Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом.
Если статуей можно любоваться со всех сторон, это - круглая скульптура,
Скульптура
Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф храма Христа Спасителя
барельеф.
Памятник семейным хранителям Петру и Февронии в Ижевске
Слайд 6
Классицизм-
простота и цельность
композиции,
изящество деталей
Неоклассицизм-
соблюдение
классических
пропорций,
античные фигуры
Скульптурный
портрет-
сходство
изображения
с оригиналом
Романтизм-
фольклорные и
природные формы
Рококо-
грациозная
легкость
Барокко-
пышность
и приподнятость
Стили и направления
в скульптуре 18 века
Слайд 7
Архитектура России XVIII в
В области градостроительства был совершен
переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты:
Геометрическая
правильность, симметричность
Единые правила и приемы в застройке улиц
Определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Слайд 8
Архитектура России XVIII в.
Господствующий стиль архитектуры первой половины
XVIII в. – барокко (от итал. «вычурный»).
Характерные черты:
Монументальность
Изогнутые линии
фасадов
Крупнейший мастер стиля барокко –
В.В. Растрелли
ансамбль Смольного монастыря
Слайд 9
Франческо Бартоломео Растрелли
Две наиболее известные работы Растрелли
– это ансамбль Смольного монастыря (1748–1754) и Зимний дворец
с его знаменитой Иорданской лестницей (1754–1762).
С воцарением в 1762 году Екатерины II при дворе возобладало мнение, что барочный стиль устарел – императрица предпочитала классицизм, и Растрелли перестали давать заказы.
Слайд 10
Франческо Бартоломео Растрелли Зимний дворец.1735
Слайд 11
Доменико Джованни Трезини
Доменико Джованни Трезини - архитектор
и инженер, швейцарец по происхождению
Трезини проектировал важнейшие постройки Петербурга
— Петропавловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий, а также дворцы фаворитов Петра I
Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма
Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни
Нет привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полу куполом или полу сводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь
Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в.
Он не случайно стал символом Петербурга — в нём заложены основы всего образного архитектурного стиля новой столицы
Доменико Джованни Трезини
Андрей Якимович Трезин 1670–1734
С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга
Слайд 12
Петропавловская крепость, летний дворец Петра I
Д. Трезини –
автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской
крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.
Слайд 13
дом Пашкова. Москва
В Москве гениальный русский архитектор В.И.
Баженов возвел дом Пашкова
Слайд 14
Скульптура в России XVIII в.
Основной жанр русской скульптуры
– портрет.
Скульпторы:
Б. Растрелли,
Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский,
Э. Фальконе.
Слайд 15
Бартоломео Карло Растрелли
(1675 – 1744)
РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло
(1675,
Флоренция — 18 ноября 1744,
Петербург),
итальянский скульптор,
выдающийся мастер барокко, один из основоположников этого стиля в русской скульптуре. Выходец из состоятельной дворянской семьи.
Около 1700г. переселился в Париж, где проявил себя как одаренный мастер монументальной пластики (надгробие маркиза де Помпон в церкви Сен-Мерри, 1703-06; разрушено в 1792, в период Французской революции). В 1716г. вместе с сыном (будущим знаменитым архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф. Лефорта.
Слайд 17
Растрелли. Петр I. Бронза. 1723-1730
Особенно полно раскрылся талант
Растрелли в жанре портрета. Об этом свидетельствует знаменитый бюст
Петра I (1723, Эрмитаж). Парадный и вместе с тем глубоко правдивый, исполненный внутреннего порыва, этот портрет был новым словом в скульптуре.
Слайд 18
Бартоломео Карло Растрелли. «Портрет неизвестного». Бронза. 1732 год.
Третьяковская галерея.
Слайд 19
Б. Растрелли. Императрица Анна Иоановна с арапчонком,
1733
— 1741
Парадный портрет, характерному для
русского барокко. Почти ювелирная отделка бронзовой статуи, обилие украшений и декоративность костюма придают произведению исключительную нарядность.
Вместе с тем мастер наделяет личностной индивидуальностью образ императрицы с ее застывшими, крупными и грозными чертами лица. Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов России.
Слайд 20
Фальконе
Этьенн Морис
1716 –1791
Фальконе Этьенн Морис французский скульптор. Сын столяра.
В детстве занимался резьбой по дереву, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Талант Фальконе-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766–78) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе Мари Анн Колло).
Слайд 21
Этьенн Морис Фальконе
Конный памятник Петру I. 1716-1791
Французский скульптор выразил собственное понимание личности ПетраI.
Скала
– это пьедестал и эмблема преодоленных Петром I трудностей
Слайд 22
Памятник Петру I, больше известный как "Медный
всадник", был первым установленным в России памятником, он имеет
очень интересную историю создания.
Начнем с того, что до XVIII века памятников, даже царям, в России не ставили.
Запрещая скульптурные изображения людей, православная церковь буквально соблюдала одну из библейских заповедей: "не сотвори себе кумира, кроме Бога".
Сам Петр I не возражал против установления памятника самому себе еще при жизни.
Слайд 23
"Бедный Павел!"
Историческая справка
В петербургском фольклоре широко распространена
легенда о видении призрака Петра ВеликогоВ петербургском фольклоре широко распространена
легенда о видении призрака Петра Великого будущему императору Павлу I на месте, где ныне находится Медный всадник.
Однажды вечером Павел в сопровождении князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошел рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идет рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя.
Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, - проговорил призрак, - ты снова увидишь меня здесь».
И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.
Слайд 24
Своему названию "Медный всадник"
обязан одноимённому произведению А.С. Пушкина.
Потерявший
в наводнении 1824 года свою возлюбленную Прасковью чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях - он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека.
Евгений грозит памятнику и – о ужас!- Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем...
А.С. ПУШКИН
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Слайд 25
Галерея работ Фальконе
Зима, 1771. Мрамор
Грозящий Амур, 1755
Купальщица1758
Слайд 26
Летний сад - не только старейший сад Санкт-Петербурга,
но и первая летняя резиденция Петра Великого.
Работы по
созданию сада начались вскоре после основания самого Петербурга - в 1704 году.
Петр привлекал к работе лучших архитекторов и мастеров садово-паркового искусства: Ж. Б. Леблона, И. Матвеева, М. Земцова.
Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Его собрание - первая коллекция светской скульптуры в России.
Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур.
Летний сад
Слайд 27
Шубин Федот Иванович (1740-1805)
Русский скульптор. Его творчество было
вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере,
в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости.
Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В.
Слайд 28
Портрет
А.Н. Демидовой(1773)
Федот Иванович Шубин - основоположник русской
портретной скульптуры. Он родился в рыбацком поселке близ Холмогор
в семье крестьянина. С юных лет овладел косторезным мастерством. ,получил возможность поступить в Академию художеств. После ее окончания совершенствовал свое образование в Париже и Риме. Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 году. Мрамор в его руках превращался в пушистый мех и узорные кружева, в тяжелый бархат и воздушный шелк. Скульптур, работы которого можно связать с ведущим стилем эпохи –классицизмом.
Бюст молодого
неизвестного (1770)
Бюст Паниной М.Р.(1770)
Бюст Павла I (1797)
«Екатерина-законодательница»
«Екатерина-законодательница»
Ф.И.
Шубина (1789-1790), изображающая императрицу Екатерину II в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом при жизни автора.
Слайд 30
Михаил Иванович Козловский
(1753 – 1802)
Русский скульптор и рисовальщик.
Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом,
яркой эмоциональностью.
Слайд 31
М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову в
Санкт-Петербурге. Бронза.
В 5 мая 1801г., в
годовщину смерти А.В.Суворова у Марсова поля был воздвигнут памятник. Великий полководец изображен в облике бога войны Марса.
Этому способствует и то обстоятельство, что полководца еще при жизни называли богом войны.
Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге.
Слайд 32
Монумент стао одним из лучших произведений русской скульптуры
18 века созданной скульптором М.И.Козловским в 1799 году.
В
разработке проекта также участвовал А. Н. Воронихин.
Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами
Памятник был открыт 5 мая 1801г., в годовщину смерти Суворова.
Козловский создал героизированный образ военноначальника, лишь в чертах его лица сохранив портретное сходство.
Полководец А.В.Суворов изображен высоком пьедестале розового гранита, бронзовый щит которого, с надписью «Князь Италийский, граф Суворов-Рымникский. 1801 год», поддерживают его фигуры Славы, отлитые по модели скульптора Ф.Г. Гордеева.
Слайд 33
Большой каскад в Петергофе,
или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот
с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в мировом искусстве.
Идея эффектного завершения перспективы парадного въезда в приморскую резиденцию грандиозным фонтанным сооружением и дворцом принадлежала Петру I.
Большой каскад — самый крупный из завершенных триумфальных монументов первой четверти XVIII века, воздвигнутых в ознаменование победоносного окончания Северной войны.
Большой каскад фантанов в Петергофе
Слайд 34
После разгрома шведов под Полтавой
27 июня 1709 года (по старому стилю) победа России
в Северной войне была предрешена.
В те времена судьбоносные события часто связывались с церковным календарем и библейскими преданиями.
27 июня православная церковь отмечает день святого Сампсона Странноприимца, победившего молодого льва. Победу удалось одержать лишь потому, что «сошел на него (Сампсона) Дух Господень
Петр I в Полтавской битве. Художник Иоганн Таннауэр. 1724
Историческая справка
Слайд 35
Большой каскад фантанов в Петергофе.
«Самсон, раздирающий пасть
льва»