Слайд 2
Формирование культуры
Ранние строение казаков
Традиции военного быта
Строение и быт
казаков
Казачья одежда
Казаки и православие
Язык донских казаков
Традиции о обряды
донских казаков
Символика донских казаков
Содержание:
Слайд 3
Формирование культуры донских казаков
Культура донского казачества весьма своеобразна,
в её развитие нашли отражение элементы культур тех народов,
которые участвовали в формировании казачества. Этими народами, как известно, были бродники, турки, ногайцы, калмыки, татары, беглые из Московии, запорожские казаки, черкесы,червленоярцы.
Слайд 4
Ранние строения казаков
Основными местами жительства донских казаков были
небольшие укреплённые поселения, которые назывались городками.
Слайд 5
Ранние строения казаков
Городки представляли собой укрепленные лагеря, которые
были, как правило, обнесены земляным валом и плетнем.
Многие исследователи
причисляют городки к выдающимся, оригинальным достижениям материальной культуры донских казаков.
Слайд 6
Были крайне своеобразные поселения, отвечавшие целям и задачам
казачьего сообщества, времени и месту. "И начало, и образ,
и способы всех сих поселений, — по справедливому замечанию В.Д.Сухорукова,— отличны от известных нам в других провинциях России".
Ранние строения казаков
Слайд 7
Царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой
он призвал
донское воинство послужить Отечеству, защищая его южные рубежи.
Казаки с честью приняли это предложение.
И 3 января 1570 года считается официальным днём образования Войска Донского
Митрополит Филипп и Малюта Скуратов
Слайд 8
Донской казак 16 век
Огромную роль в становлении
демократических традиций на Дону, как ни странно, сыграл свободный
доступ к оружию. Все население казачьих станиц и городков владело оружием.
Слайд 9
Казак на службе
После объединения под началом Войскового круга,
донские казаки создали собственную вертикаль управления, которая распространялась от
Войскового атамана, до атаманов станиц и городков. А ситуация, при которой приходилось постоянно быть в состоянии полной боевой готовности, выработала систему беспрекословного внутреннего подчинения выбранному руководству. Поскольку руководство выбиралось самими казаками, с него всегда было можно спросить.
Слайд 10
Строения и быт казаков
Познакомиться с бытом донских казаков
в городе Волгодонске может каждый, если посетит музей, расположенный
в станице Красный Яр.
Дом-музей был открыт в 1997 году при поддержке администрации города Волгодонска.
Слайд 11
Казачий курень в ст. Красный Яр
Слово «курень» тюрского
происхождения обозначает «круг», так как все комнаты этого уникального
казачьего строения располагались строго по кругу, одна за другой по кругу.
Слайд 13
Сени казачьего куреня
Здесь казаки снимали верхнюю одежду, а
женщины проводили время за ткацким станком и прялкой. Как
правило, тут же были коромысла, которые использовались для
Слайд 14
Казачья кухня
Здесь казачка готовила еду, и тут же
вся семья собиралась за столом. Отличительной особенностью кухни и
всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Слайд 18
Спальня донских казаков. Здесь обязательно был расположен «красный
угол» с иконой, а также люлька для новорождённых.
Спальня донских
казаков
Слайд 19
Это казачья горница. Как правило, она большую часть
времени была закрыта.Здесь находились дорогая мебель, посуда, самые ценные
книги и иконы. Двери горницы открывались, как правило, перед дорогими гостями
Казачья горница
Слайд 21
Казаки на северной стороне дома делали специальную пристройку,
в которой зимой хранились продукты
Слайд 24
Мужская одежда
Первые казаки носили рубахи, войлочные или кожаные
длинные куртки, поверх которых надевали трофейные доспехи – кольчуги,
колонтари, бахтерцы, наручи и т. п., кожаные или матерчатые штаны, разноцветные сапоги, на голове – шлемы, шишаки или островерхие войлочные шапки.
Слайд 25
Казачья одежда
Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков
складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться
казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника
Слайд 26
Казачья одежда
Во все времена казаки были преданными и
смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна
Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Слайд 27
Казачья одежда
Во все времена казаки были преданными и
смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна
Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Слайд 28
Казачья одежда
Во все времена казаки были преданными и
смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна
Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Слайд 29
Женская одежда
Женский костюм – это целый мир. Не
только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий
род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у женщины детей – это определялось по одежде.
Слайд 31
Казачья одежда
На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы,
Удалые молодцы — вседонские казаки.
На них шапочки собольи,
верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.
(Казачья песня)
Слайд 32
Женская одежда
Праздничную
одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в
системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.
Слайд 33
Традиционный женский костюм
Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX в.
Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.
Слайд 34
В первые годы XIX столетия Одновременно для всех
донцов впервые вводилась новая обязательная форма одежды – военная
и повседневная домашняя: несколько видоизмененные старинный кафтан и полукафтан – однобортные с закрытой грудью и застегивающиеся посередине на крючки, со стоячими скошенными воротниками и пришивными обшлагами с красной выпушкой (длинный до колен кафтан, называвшийся чекменем, шили из темно-синего сукна, укороченный до талии полукафтан, или куртка, у гвардейцев был красного, у атаманцев синего и у донцов – темно-синего цвета), широкие темно-синие шаровары с лампасами, кушак, высокая барашковая черная шапка с красным суконным верхом (делавшаяся наподобие кивера) и черные короткие сапоги. Появились такие новшества, как различные украшения на шапках (кутасы, этишкеты и высокие султаны), лядуночные перевязи, позднее погоны у полковых казаков и эполеты у гвардейцев. Дома казаки носили ту же одежду, но без всяких украшений, шаровары, заправленные в сапоги, кушаки, различавшиеся цветом полков .
Офицер Донского войска 1801-1804 гг
Слайд 35
Религиозные традиции донских казаков
Чтил казак и царя, и
Отечество
Ну, а веру — превыше всего.
Православному человечеству
Рубежи охранять, Дикий
край
обживать
Целину поднимать суждено
Войсковая икона Божьей Матери Азовской
Слайд 36
Казаки и православие
Основой образа жизни казака всегда были
православная вера и любовь к Отечеству. Всегда фундаментом казачьего
образа жизни являлась православная вера, так как, имея собственную богатую культуру, она является системой духовных и нравственных ценностей. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью,- воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Самой страшной изменой считалась измена вере. Свою жизнь казак понимал как служение Богу (в нем видел основу всей жизни, справедливости и любви) оружием, воинским мастерством.
Слайд 37
Казаки и православие
Укрепление позиций государства на казачьих окраинах
во многом способствовало и укреплению Церкви. При Петре I
вовсю развернулось строительство станичных храмов. Возникали новые монастыри. Казачье православие по-прежнему сохранило некоторую специфику, соединив христианство и воинские традиции. Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Слайд 38
Казаки и православие
Поэтому в хате на одной стене
висели иконы и оружие. Казачьи монастыри, как и раньше,
служили пристанищем увечных воинов. А в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов.
Слайд 39
У казака с Церковью было связано и рождение,
и крещение, и венчание, и погребение. И весь хозяйственный
год был связан с церковным- после Троицы косить сено, после Рождества Богородицы убирать виноград и т.д.
Слайд 41
Были свои специфические обычаи. Это церковный обряд проводов
на службу. И благодарственный молебен по возращении со службы.
Сохранился и обычай войсковых кругов. На них уже не выбирали атаманов, не принимали никаких решений, а круги стали просто общими праздниками всего Войска. Выносились все регалии, знамена, наказной атаман и члены правления шествовали к войсковому собору, где служилась торжественная служба.
Слайд 42
Офицерская форма первоначально состояла из куртки алого сукна
с небольшим стоячим воротником и пришивными обшлагами, чекменя темно-синего
цвета, синего шелкового пояса, голубых шаровар без лампасов, сапог с железными шпорами и черной барашковой шапки с серебряными этишкетами. Одежда обшивалась в два ряда по воротнику, бортам, спинным швам, а также по груди до пояса серебряной тесьмой в шесть рядов. Затем форма сменилась типовой казачьей, но на воротниках и обшлагах были петлицы особой формы (с 1804 г.), на плечах витые серебряным шнурком погоны, позже их заменили на обыкновенные кавалерийские петлицы (у артиллеристов – золотые) и эполеты (у конных – серебряные, у артиллеристов – золотые). Новыми элементами обмундирования стали особый офицерский шарф с кистями и украшения из золота и серебра на шапках-киверах.
Слайд 43
Казачье снаряжение отличалось большим единообразием: все донцы имели
лядунки, портупеи, нижние чины носили широкие пояса с двумя
кобурами для пистолетов; чепрак темно-синего цвета с красной обшивкой (для офицеров с бахромой или серебряными галунами) покрывал спину лошади. Вооружение составляли разнообразные сабли, ружья, пистолеты как старых, так и современных образцов, ножи, кинжалы и пики.
В такой форме могли увидеть донцов жители западных городов, в ней они участвовали в сражениях Отечественной войны 1812 года, с отборными войсками Турции, Швеции, Франции и т. д. Лихим наметом пронеслись казаки по Европе, везде вызывая страх и восхищение, поражая удалью и особым колоритом.
Слайд 44
Традиции донских казаков
Тот, кто не уважает обычаи своего
народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они - философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
Слайд 45
Казачьи заповеди Донских казаков
Превыше всего в казачестве была
казачья воля и народоправство.
1. Честь и доброе имя
для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи».
3. По тебе судят обо всём казачестве – народе твоём.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою, служи ей примером.
Слайд 46
Язык донских казаков
«Язык донского казачества довольно своеобразный. Он
получил название донских говоров. Это народная речь или донской
диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет свои значительные особенности.
В составе донской лексики имеется большая группа слов, употребляемая только на Дону: бабук (один из видов больших пауков), водак (специальная лодка для перевозки и хранения живой рыбы).
Немало в донском говоре и местных новообразований, появившихся на протяжении истории казачества. Например: майдан ( собрание; центральная площадь; здание для собраний), чирики (вид кожаной обуви), шлында (гуляка) и другие.
Слайд 47
Язык донских казаков
Своеобразие лексики донских говоров усиливается благодаря
значительному числу слов тюркского происхождения*. Не вызывает сомнения тот
факт, что на Дону долгое время татарский язык был распространенным средством общения. Слова тюркского происхождения прочно закрепились в донском говоре: каймак (густые пенки, снятые с кипяченого или топленого молока), тузлук (дикий чеснок), щерба (уха), жерделы ( дикие мелкие абрикосы) и многие другие.
Через тюркские языки и непосредственное общение проникли в донскую речь заимствования из иранских языков. Скажем: нардек (арбузная патока), принч (рис).
Имеются и экзотические вкрапления из других языков. Так, из итальянского взято слово демень (подвесной руль лодки).
Слайд 48
Язык донских казаков
Взаимодействие с соседним калмыцким народом имело
следствием употребление казаками некоторого количества калмыцких слов: шулюн (жидкий
суп или говяжий бульон), шурпек (коршун) и другие.
Безусловно, сказывается в лексике донских говоров и влияние украинского языка: нима (нет), був (был), зараз (сейчас), нехай (пусть)».
Слайд 49
Традиции и обряды донских казаков
Казачество - это не
только вьющийся чуб с фуражкой набекрень, заздравная чарка с
казачьей шашки и георгиевские кресты на синем кителе. Это четырехвековая история общности вольных людей, всегда служивших Отечеству.
Казак - не сословие, а состояние души - говорят на Дону. Главные добродетели - честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед - дело чести. Правда, есть и простой способ узнать родословную. Если сердце подпевает вольной казачьей песне - значит ваши предки явно с Дона и Кубани.
Слайд 50
Традиции и обряды донских казаков
В первый период заселение
здесь преобладали одинокие и малосемейные казаки. Возможно, они на
первых порах брали себе жен из местного населения. Скорее всего, часть этих браков имела характер умыкания. В условиях постоянной военной опасности, при отсутствии прочного земледельческого базиса могла развиваться только малая форма семьи, способная прокормить всех своих членов.
Слайд 51
Символика донских казаков
На одном из первых вариантов "шеврона"
донских казаков изображался древний герб - раненый олень. Ныне
нарукавная нашивка Донского казачьего войска несёт изображение войсковой эмблемы 1912 года. В отличие от исторического прототипа иногда вензель императора Николая помещается в щитке.