Слайд 2
Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о
"вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Слайд 3
Арабеска строится на повторении и умножении одного
или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме
движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты"). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Слайд 4
Здесь приведены изображения ковров, созданных в разное время
в разных частях мусульманского мира, Все они являются прекрасными
образцами арабесок (имеет смысл смотреть в развернутом виде (если есть время)).
Слайд 5
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху
Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к
этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.