Слайд 2
План
Общая характеристика
Биография
Итальянский период
Испанский период. Алтарные картины 16 в.
Алтарные
картины, портреты рубежа 16 — начала 17 в.
Поздний период
Слайд 3
ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (собств.
Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек.
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586-88, «Вид Толедо», 1610-14).
Слайд 4
Биография
Грек по происхождению. Сведения о
жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально
работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Слайд 5
Итальянский период
В Венеции и Риме
Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и
перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон; ок. 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис; ок. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Исцеление слепого», ок. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден; ок. 1570, Пинакотека, Парма; портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок. 1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк; «Мальчик, раздувающий лучину», ок. 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь).
Слайд 6
«Христос изгоняет торговцев из храма». Национальная галерея в
Лондоне.
Слайд 7
Испанский период. Алтарные картины 16 в.
Искусство
Эль Греко — уникальной фигуры в истории мировой живописи,
впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок; в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.
Слайд 8
«Троица» 1577-1579. Прадо, Мадрид
Слайд 9
Первые полученные в Испании заказы —
картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо
в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.
Слайд 10
«Врата ада в виде пасти левиафана».
Фрагмент картины «Сон Филиппа 2» 1579. Эскориал. Испания.
Слайд 11
В огромной картине «Мученичество св.
Маврикия» (1580, музей Эскориала) изобразительные приемы оказались столь смелыми
и необычными, что это произведение Эль Греко вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения, поклонников академического эклектизма.
Слайд 12
Не получив признания при дворе, художник
навсегда поселился в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой
испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Его религиозно-философским воззрениям неоплатонизма оказалась близкой избранная среда толедского общества. Слава Эль Греко в Толедо достигла вершины после создания им в 1586-1588 картины «Погребение графа Оргаса» для скромной приходской церкви Сан Томе.
Слайд 13
Средневековая легенда о чудесном
погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином
и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни, где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства. Чуду, происходящему на Земле, сопутствует чудо на Небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, проникнута возвышенной красотой, изощренным ритмом линий и цветовых созвучий.
Слайд 14
Алтарные картины, портреты рубежа 16 — начала 17
в.
В конце 1590-х — начале 1600-х
годов Эль Греко создал огромные (разрозненные ныне по музеям мира) алтарные ансамбли для капеллы Сан Хосе в Толедо (1597-1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600-1603), для Коллегии августинцев в Мадриде, основанной Марией д'Арагон (1596-1605); камерные лиричные композиции («Святое семейство», 1590-1595, госпиталь Сан Хуан де Афуэра в Толедо; Прадо, Художественный музей, Кливленд); образы святых; замечательные портреты.
Слайд 15
Его изображения апостолов (серии так называемых
апостоладос, 1605-1610, в сакристии собора в Толедо; 1610-1614, в
Доме-музее Эль Греко в Толедо), мучеников, аскетов, подвижников объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.
«Апостолы Петр и Павел. 1614 год». Эрмитаж. Петербург
Слайд 16
Запечатлены различные проявления характера, сильно вытянутые
фигуры кажутся бесплотными на фоне сумрачного Толедо («Святой Франциск
и Святой Андрей», 1590-1595, Прадо; «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600, Музей Санта Крус, Толедо) или получают глубокое психологическое преломление в полуфигурах кроткого апостола Петра и убежденного проповедника апостола Павла с огненным взором (между 1587-1593, Эрмитаж — единственное произведение Эль Греко в наших собраниях; вариант ок. 1605-1608, музей Стокгольма).
Слайд 17
Созданные Эль Греко портреты толедских
современников — аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или
погрудно на нейтральном фоне, — наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Один из ранних — «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) — словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени.
«Портрет кавалера с рукой на груди». 1577-79. Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ Эль Греко, лучший образ испанского дворянства того времени
Слайд 18
Олицетворением мыслящей Испании предстает безупречный по
чувству живописной формы «Неизвестный» (1601, Прадо), жестокой и властной
силы — главный инквизитор Ниньо де Гевара (по версии некоторых исследователей, кардинал Сандоваль и Рохас, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), творческого вдохновения — поэт-мистик Ортенсио Парависино (1609, Музей изящных искусств, Бостон).
Слайд 19
Эль Греко. «Портрет Ниньо де Гавара».1596. Музей Метрополитен,
Нью-Йорк
«Портрет Монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника».
1609. Бостон. Музей изящных искусств
Слайд 20
Поздний период
В творчестве позднего Эль Греко,
в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные
приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза («Пир у Симона-фарисея», Институт искусств, Чикаго), ликующего небесного полета в вихре света и цвета («Вознесение Марии», 1613, Музей Санта Крус, Толедо), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур («Встреча Марии с Елизаветой», 1610-1614, Думбартон-Окс).
Слайд 21
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно
в «Молении о чаше» (1606-1610, Музей изящных искусств, Будапешт),
то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в «Лаокооне» — единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610-1614, Национальная галерея, Вашингтон).
«Моление о чаше»
«Лаокооне»
Слайд 22
Теме «апокалипсиса» посвящена самая необычная
и смелая картина «Снятие пятой печати» (1610-1611, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи.
Слайд 23
Произведением глубокого философского смысла предстает образ
города-мира с его призрачной жизнью в знаменитом пейзаже «Вид
Толедо» (1610-1614, Метрополитен-музей), от которого веет величием космического характера.
Слайд 24
Умер Доменико Теотокопули в 1614 году
в Толедо. Эль Греко не имел последователей, его искусство
в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале 20 в. превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.
Слайд 25
«Поклонение пастухов». Музей Метрополитен
«Спаситель мира». Национальная галерея Шотландии.
«Кающаяся
Магдалина». Около 1580 года. Музей изящных искусств в Будапеште.
«Сошествие
святого духа». 1604-1614 годы. Прадо. Мадрид
«Благовещение». 1570-1575. Прадо. Мадрид