Слайд 2
Биография
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746
года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал
на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками.
Слайд 3
Биография
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет)
Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.
Слайд 4
Биография
В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где
пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой
художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу.
В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
Слайд 5
Биография
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но
все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом
возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.
В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо.
Слайд 6
Биография
Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел
конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна
Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.
Слайд 7
Биография
В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал
директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
Этот период отмечен обращением
к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.
Слайд 8
Биография
В эти же годы художник создал целый ряд
портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой
в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».
Слайд 9
Биография
Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции
в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года,
в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Слайд 10
Биография
Гойя отличался потрясающей работоспособностью, универсальным талантом и высочайшим
техническим мастерством. Его гений яркой звездой просиял на небосклоне
испанской живописи и пробудил ее от долгой спячки.
Слайд 11
Биография
После «золотого века» испанской культуры, пришедшегося на XVII
столетие, в национальном искусстве наступил долгий период безвременья, когда
в той же живописи, например, тон задавали приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Среди них отметим выдающихся художников Луку Джордано (1634—1705) и Джамбатисту Тьеполо (1696—1770). Еще одной примечательной фигурой того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779).
Слайд 12
Биография
На фоне царившего в испанской культуре застоя появление
Гойи часто сравнивают с «осветившей ночной небосклон ракетой».
Начало творческого
пути Гойи характеризуется медленным, но неуклонным развитием. Тогдашняя его манера, отличавшаяся высоким техническим мастерством, тем не менее была лишена неповторимой индивидуальности.
Слайд 13
Биография
Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому, что
общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями
живописи стали «усредненность» и «лакировка». Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774—1792), появляется отчетливый «испанский акцент». Эти произведения, сюжетно восходящие к «интернациональному» стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями — пейзажем, костюмами и своеобразным юмором. Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника.
Слайд 14
Биография
Подобно многим художникам-современникам, Гойя коллекционировал гравюры с картин
иностранных мастеров, что помогало ему находиться в курсе всех
основных событий культурной жизни Европы. Однако большинство тем для своих картин Гойя черпал из окружающей жизни — к ним относятся коррида, инквизиция, религиозные праздники в испанском варианте и, в некоторых случаях, махи и мачо. Два последних слова означают соответственно красавиц и «модников» из низших сословий.
Слайд 15
Биография
Техническое мастерство Гойи счастливым образом сочеталось с особенностями
его мировидения. Он, как никто, умел придать обычным предметам
и событиям звучание, возвышавшее их до вселенского значения. Индивидуальный стиль Гойи начал складываться с 1788 года, когда художник познакомил зрителя с кошмарными созданиями, ставшими позже его визитной карточкой. Оправившись после тяжелой болезни, постигшей его зимой 1792—93 годов, Гойя почти целиком погрузился в мир насилия, мрака и ужаса. Этот мир был порожден двумя источниками — с одной стороны,специфической фантазией художника, а с другой, войной, бушевавшей на всем континенте.
Слайд 16
Биография
Отчасти эти перемены объясняются и страхом смерти и
болезнями, преследовавшими Гойю в последние годы его жизни. Но
эти болезни были палкой о двух концах. Измучив художника, именно они обозначили ту границу, на которой Гойя превратился в уникального художника.
Слайд 17
Биография
До наших дней дошло около 700 картин Гойи,
от миниатюр до больших настенных росписей и фресок. Сохранилось
также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Чаще всего Гойя писал на холсте. Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге «Путешествие по Испании», опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811—1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой.
Слайд 18
Биография
Ряд любопытных сведений доставляет интересующимся творчеством Гойи его
сын Хавьер. Он также отмечает разнообразие технических приемов в
художественном арсенале своего отца. По словам Хавьера, Гойя часто работал мастихином. В том, что касается его работоспособности, небезынтересно такое свидетельство: Гойя мог закончить портрет за один десятичасовой сеанс. Хавьер рассказывает, что художник любил работать по ночам (в отличие от большинства своих собратьев, предпочитавших писать при дневном свете). Это подтверждает и автопортрет Гойи (ок. 1790—95). На нем он изобразил себя в шляпе, поля которой заставлены зажженными свечами, позволявшими писать ночью. Именно неверный свет свечей помогал художнику создавать его тревожные образы.
Слайд 19
Биография
Гойя был одинок. По существу, он не имел
ни учеников, ни единомышленников, ни даже подражателей. Поэтому его
непосредственное влияние на развитие испанской живописи можно считать весьма ограниченным. К концу жизни популярность его творчества заметно упала; его индивидуальная манера раздражала, а в лидеры зрительских симпатий вышли более благополучные и «академические» полотна других мастеров.
Слайд 20
Биография
После смерти имя Гойя долгое время ассоциировалось с
принадлежащими его кисти портретами современников. Новое открытие художника произошло
лишь спустя десятилетия. Его офорты из серии «Бедствия войны», сейчас считающиеся одной из вершин в творчестве художника, увидели свет в 1863 году, а «Черные картины» стали известны в 1870-х годах (и были, кстати, поначалу подвергнуты жесткой художественной критике).
Слайд 21
Биография
Но влияние Гойи неуклонно росло. Эжен Делакруа (1798—1863)
увлеченно копировал его «Капричос», а Эдуард Мане (1832—1883) в
своей картине «Казнь императора Максимилиана» сознательно повторил открытия Гойи, сделанные им в «Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года». Многие импрессионисты считали себя учениками Гойи, умевшего пожертвовать деталью ради достижения общего эффекта.
Слайд 22
Биография
И все же лишь XX век без оговорок
признал в Гойе одного из величайших художников в истории
мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, нашумевшие в ушедшем столетии, во многом опирались в своих дерзаниях именно на творчество Гойи. Вместе с тем художника открыла для себя и широкая публика.
Слайд 23
Портреты Гойя
Почти половину творческого наследия Гойи составляют портреты.
Для многих из них позировали его знаменитые и знатные
современники. Помимо официальных и парадных портретов, Гойя писал портреты друзей и родственников. Еще одну большую часть этого отдела составляют автопортреты художника. Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи), однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост.
Слайд 24
Портреты Гойя
К ним относится «Портрет Марии-Терезы де Вал-лабриджа».
Примечательно, что любимыми художниками Гойи были мастера именно портретной
живописи. Это Веласкес и Рембрандт.
Слайд 25
Странные миры Гойи
Гойя поражает какой-то странной «неправильностью». Объяснить
ее истоки пытались по-разному. Причинами личного характера - вспоминали
перенесенную им смертельную болезнь, после которой художник доживал свою жизнь (несколько десятилетий), говоря современным языком, «инвалидом».
Слайд 26
Странные миры Гойя
Причинами исторического характера - говорили о
том, что он стал невольным свидетелем общеевропейской бойни, не
способствовавшей оптимизму. Причинами социального характера - жизнь Гойи пришлась на слом эпох в истории Испании, и в этих условиях осталось совсем немного якорей, которые могли бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть какого-то смысла. Ортега-и-Гассет называл его «деформированным гением», благодаря своей неуклюжести совершающим «головокружительные сальто в искусстве живописи».
Слайд 27
Странные миры Гойя
Как бы то ни было, странный
мир Гойи, полный человеческой фальши, «искажений», нечисти, фантастических преувеличений,
отразил что-то доселе скрытое в человеке - скрытое под покровом внешней благопристойности и веры во всесилие человеческого разума.
Гойя сорвал этот покров и стал великим художником, влияние которого на нашу жизнь длится до сих пор.
Слайд 28
Религиозные сюжеты в творчестве Гойя
Религиозные сюжеты занимают
видное место в творчестве Гойи, но эти работы менее
известны, поскольку искусствоведы чаще всего акцентируют внимание на новаторстве художника и лишь поверхностно касаются связей его живописи с религией.
Слайд 29
Религиозные сюжеты в творчестве Гойя
Характер этих связей отчетливо
прослеживается в картине «Распятие», 1780, которую многие критики воспринимают
как своеобразную перекличку с великими испанскими художниками XVII века - Веласкесом и Сурбараном. Другие религиозные полотна выполнены Гойей в гораздо менее ортодоксальной манере. Наиболее интересны в этом смысле его фрески для церкви Сан-Ан-тонио де ла Флорида в Мадриде, созданные в 1798 году. Справа показана тонкая роспись купола этой церкви.
Слайд 30
Шедевры
Хотя этот портрет был написан Гойей вскоре после
смерти мужа герцогини Альбы, ее черный наряд скорее романтичен,
нежели траурен. Такое платы часто надевали на себя женщины из низов, желавшие привлечь к себе внимание мужчин. В момент создания картины герцогине было 35 лет. Она славилась своим обаянием, воспитанностью и красотой. Двумя годами ранее Гойя написал другой портрет герцогини Альбы, где она была одета в белое платье.
Слайд 31
Шедевры
Согласно многим свидетельствам, герцогиня и Гойя состояли в
любовной связи, и портретсодержит косвенные указания на это. Во-первых,
к ним относится надпись, на которую обращает внимание зрителя герцогиня. Она гласит: «Только Гойя». Подобные панегирики, восхваляющие мастерство живописцев, достаточно часто появлялись на картинах того времени, но в данном случае эта фраза может иметь и другой, потаенный, смысл. Во-вторых, это слова «Альба» и «Гойя» на кольцах герцогини. Гойя трепетно хранил память о герцогине и после их расставания. В 1802 году герцогиня Альба умерла.
Слайд 32
Шедевры
На величаво застывшей голове герцогини мы видим мантилью
— легкую кружевную накидку, характерную для одежды рассчитывающих на
мужское внимание женщин.
Талия герцогини обернута ярким красным поясом, четко выделяющимся на темном фоне ее платья.
Лицо герцогини несет следы косметики. В те времена художники-портретисты зачастую сами наносили грим на лица позировавших им моделей.
Кольца на руках герцогини (традиционный символ любовной связи) подписаны именами «Альба» и «Гойя».
Слайд 33
Шедевры
Это один из последних и самых известных картонов
Гойи, созданных им для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Картоны
помогли художнику получить признание, но сам Гойя не любил эту работу, считая (и справедливо) себя способным на большее. Когда шпалеры (так называются настенные ковры-картины без ворса, вытканные ручным способом), созданные по картонам, украсили королевские замки, сами оригинальные рисунки на долгие годы оказались забыты. Большинство этих картонов случайно об наружили в подвале в 1860-х годах. После реставрации они были подарены музею Прадо. Отличающаяся свежестью и живостью «Соломенная кукла» при внимательном рассмотрении превращается во вполне метафизическое произведение.
Слайд 34
Шедевры
Образы людей, играющих с куклой, символизируют недолговечность молодости,
ибо сама кукла подсказывает, что эти полные сил девушки
со временем состарятся и превратятся в точно таких же марионеток. Кроме того, есть что-то волнующее и настораживающее в лицах молодых женщин. Тут мы имеем дело с типичным, гойевским «искажением».
Слайд 35
Шедевры
Неживые черты кукольного лица еще ярче проявляются на
фоне густой бархатистой зелени надетого на марионетку камзола. Темное
платье женщины, стоящей спиной к зрителю, резко контрастирует со светлым фоном,на котором она написана.
Справа видны напоминающие нежную зеленую дымку деревья. Их очертания почти повторяют форму прически стоящей на их фоне женщины.
Внизу на темном фоне четко проступают контуры двух пар изящных женских