Слайд 2
Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де
(1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в
Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1780 и 1786–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 картонов для ковров с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).
Слайд 3
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и
как автор выполненных в тонко разработанной цветовой гамме портретов,
фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, в 1799 - “первый живописец короля”.
Слайд 4
Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь
к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных
и политических основ он раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линии, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, острой социальной сатиры и трезвого анализа действительности открывали совершенно новые пути развития европейской гравюры.
Слайд 5
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета
достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство
одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж). аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе картины – около 1802, Прадо, Мадрид). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).
Слайд 6
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника
к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с
периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”).
Слайд 7
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии
офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых
мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.
Слайд 8
Портрет герцога Веллингтона
Слайд 11
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808
года