Слайд 2
Хохлома
Хохломские изделия, сверкающие золотом и великолепием лаков, радующие
красочной, поэтической росписью, пользуются популярностью во всем мире, они
экспортируются в 25 странах, утверждая славу русского народного декоративного искусства за рубежом.
Слайд 3
Хохлома
Творчески осваивая и пересматривая в духе времени замечательное
художественное наследие росписи, мастера Хохломы используют различные приемы росписи
изделий, виртуозно исполняют все виды письма - на золотом или цветном фоне.
Слайд 4
Лебедь большой
Этот красивый нарядный лебедь станет украшением любого
застолья - будь то солидный юбилей, шумная свадьба или
просто встреча старых друзей. Поставьте его в центр стола, наполните напитком по Вашему вкусу - квасом, вином или медовухой, чем хотите. Развесьте по бокам ковшички. И черпайте из него, наслаждайтесь питием и общением.
Высота - 44 см
Слайд 5
Лебедь малый
Младший брат Лебедя Большого, такой же красивый
и величественный. Украсит собой день рождения, свадьбу или детский
праздник. Он поплывет среди закусок, горячего и сладкого прямо в центр стола, неся Вам и Вашим гостям чудесные напитки (не забудьте предварительно их туда налиить). Снимайте с его крутых боков черпачки и наслаждайтесь! Если у Вас детский стол - налейте в Лебедя сок, квас, морс, сладкую воду. Или наполните его печеньем, конфетами. Вот увидите - праздник пройдет на славу. Лебедь постарается.
Высота - 18 см
Слайд 6
Набор для вина с графином
Парадное большое блюдо в
хохломском стиле превратилось в цветущий луг: плавно извивающийся, тонкий
стебель заполняет своими побегами все дно предмета, а каждое его ответвление прорастает то пышными маками и тюльпанами, то спелыми гроздьями ягод.
Высота - 26 см
Слайд 7
Набор для варенья
Хохломская травка превратилась в кудрявые веточки
с фигурными листьями и гроздьями ягод, обрамляющих птиц. Черно-красная
гамма дополнена зеленым и коричневым, и лишь сочетание черного фона с золотом картушей напоминает традиционную Хохлому.
Диаметр - 18 см
Слайд 8
Набор для меда
Способность решать колористические задачи помогает художникам
творить каждый раз по-иному. Роспись набора для меда в
хохломском стиле, например, построена на контрасте черно-зеленого цвета с оранжево-золотистым, на темно-коричневом фоне: золотистые веточки и фантастические птицы словно освещены солнцем, а желтая травка перекликается с оперением птиц и золотом растений.
Диаметр - 15 см
Слайд 9
Миска большая
Деревянная посуда с хохломской окраской легко выдерживает
горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни
стужи, хорошо моется, может долго служить. По наряду она соперничает с золотой, а по дешевизне была доступна всем. Диаметр - 21-23 см
Слайд 10
Миска средняя
Человека, впервые увидевшего, как производится хохломская роспись,
всегда поражает изумительная техника, уверенность руки, свобода и особая
грациозность всех движений художника. Кисть то сильно нажимает на блестящую поверхность изделия, то лишь прикасается к ней, и линия выходит то сочной и широкой, то чуть видимой, тончайшей. Из-под кончика кисти, словно сами собой, появляются листочки и цветы, гибкие веточки и круглые ягодки. Безошибочность и четкость движений особенно видна в изображении травки, из которой составляются кустики: то высокие - древко, то развесистые, пушистые, а то соединенные в единый побег. Диаметр - 15,5-16,5 см
Слайд 11
Миска малая
Семеновские художники стремятся сделать предмет как можно
более нарядным, доходя в росписи в хохломском стиле до
ювелирной изощренности и миниатюрности рисунка. Вместо характерных приемов семинцев, когда узор строится мазками кисти, здесь преобладает графическое начало, то есть линия, контур, штрих. Заполняя силуэт рисунка каким-либо цветом, художники добавляют к ним тени и блики, что делает узор более выразительным, живым и объемным. Семинскую скромную травку здесь сменили пышные садовые растения с экзотическими цветами, плодами, ягодами и фантастическими птицами, с тончайше выписанными деталями, которые эффектно выделяются на черном или киноварно-красном фоне. Диаметр - 12,5-13,5 см
Слайд 12
Кружка малая
Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме
изделия, начиналась у токаря. Чашка такой безукоризненной формы, с
такими ровными стенками, что хочется погладить ее, подержать в руке, полюбоваться первозданной красотой естественного дерева. Закончив обработку одного кряжа, токарь вставляет другой, и работа продолжается. За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек. А в Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно.
Слайд 13
Кружка
Вот обеденная чашка в хохломском стиле. В украшении
ее та же черно-красная травка и золотистый фон, но
как по-новому выполнен орнамент! На дне мастер поместил розетку с золотыми листьями на черном фоне, а вокруг - гибкие стебли травки с ягодками и цветами, сквозь которые мерцает золотисто-солнечный фон.
Высота - 11 см
Слайд 14
Кружка Бочонок
Традиционный орнамент из вьющихся трав и цветов,
празднично нарядный колорит росписи, построенный на сочетании огненно -
алой киновару, черного цвета и сверкающего золота, придают хохломским изделиям подлинную драгоценность.
Глядя на эту кружку, сразу оказываешься в сказках Пушкина - Я там был, мед - пиво пил! Вы переноситесь в атмосферу тех шумных русских застолий, где вино, медовуха, и пиво льются рекой. Высота - 13,5 см
Слайд 15
Сахарница
Таким образом, в каждом из хохломских стилей росписей
можно заметить общие черты: обязательное присутствие растений, символизировавших природу
умение при ограниченной цветовой гамме создать впечатление многоцветья и любовь к контрастным сочетаниям. Эти общие черты, характерные еще для иконописного мастерства, связаны с древнерусской культурой.
Диаметр - 12 см
Слайд 16
Креманка
Старинное хохломское искусство переживает в настоящее время новый
расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель
пользуются всемирной известностью. Произведения Хохломы украшают выставки прикладного искусства, направляются во все страны света. Они живут и в быту современных людей, привнося в дом радость и красоту.
Высота - 15 см
Слайд 17
Фужер
В росписях хохломской посуды нет жанровых сцен, свое
искусство художники направили на исполнение растительного орнамента. Тонкие волнистые
стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки фужера, укладываются на его донышко, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одной чаше стебли и цветы вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу, но никогда не повторяются.
Высота - 16 см, диаметр - 6 см
Слайд 18
Рюмка малая
Выбор элементов орнамента определялся назначением предмета: массовое
изделие украшали быстрее и проще, праздничное - более затейливо
и пышно. Однако и самым простым, лаконичным узором мастер умел придать вещи своеобразную красоту. Вот перед нами хохломская рюмка. Орнамент предельно строг, однако мастер сумел придать простой чашке суровую и строгую красоту. При такой росписи много места оставляли золотому цвету, который в сочетании с киноварной отделкой создавал большую красочную силу. Стиль этот родился в процессе массовой выделки изделий, при бесконечных повторах узора, когда нужно было в кратчайшие сроки окрасить большое количество посуды.
Высота - 8 см
Слайд 19
Тарелка - Панно
В тарелке все внимание художника направлено
на внутреннюю поверхность. Пушистые кустики травки, как бы брошенные
на блюдо, вьются по бокам, каждый в своем неповторимом движении. В пору своего расцвета, в XVIII- первой половине XIX века, посуда с хохломской окраской изготавливалась в миллионах штук, расходилась по всей стране, вывозилась в страны Запада и Востока.
Диаметр - 22 см
Слайд 20
Тарелка – Панно 2
Перед нами небольшое хохломское блюдо.
На дне его на темном фоне свернулась в колечко
золотая веточка, а вокруг свободно раскинулась черно-красная травка. Колышутся, как от ветра, ее волнистые стебельки, а сквозь ажурный рисунок мерцает золотистый блеск фона.
Диаметр - 15 см
Слайд 21
Набор для специй малый
Золотая хохлома - яркое, самобытное
явление русского народного декоративного искусства. Этот традиционный художественный промысел
имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название. Лесной край издавна славился замечательными токарями и резчиками по дереву, а здешние мастера росписи изобрели оригинальный способ окраски деревянных изделий, имитирующий золочение. Диаметр - 12 см
Слайд 22
Набор для специй большой
Посмотрите на эту хохломскую роспись.
Умела художница выявить все возможности темного, как ночь, фона
росписи: он у нее таинственно мерцал, придавая сказочность изображенным мотивам. Стелются по тулову небольшого поставца растения, красивые птицы разгуливают по саду, клюют золотые яблоки, а их желто-оранжевое оперение словно соткано из языков пламени. Мягко стелется зеленая травка, сверкают золотые листья. Всего из четырех красок - золотой, черной, зеленой и красно-оранжевой - создается богатство цвета, удивительная гармоничность сочетания. Диаметр - 19 см
Слайд 23
Набор для вина
Еще больше новых элементов в мотив
и колорит орнамента внес мастер при хохломской росписи набора
для вина. Выполненная на темном фоне живопись ярко выявила как бы написанные с натуры растения. Здесь и древко с гибкими веточками, и укрывшиеся в зелени птицы, и свешивающиеся гроздья спелых ягод черной и красной смородины. Диаметр - 16 см
Слайд 24
Фруктовница
Происхождение хохломских приемов окраски деревянной посуды в золотистый
цвет без применения золота остается сегодня загадкой даже для
специалистов. В своей основе такая окраска была известна еще иконописцам Древней Руси, которые дорогое золото умели заменить серебром: будучи затем покрыта олифой, посеребренная поверхность после прогрева в печи приобретала красивый золотистый блеск.
Диаметр - 21 см
Слайд 25
Салфетница
Живописцы Олонецкого монастыря постепенно создали свой, так называемый
поморский стиль. Стиль этот и техника его украшений близки
к бытовой росписи олонецкого типа: та же любовь к цветному фону, та же приверженность к цветочному орнаменту, к кудрявым завиткам из перистых листьев, к тонкой, извивающейся, стелющейся по поверхности травке. Киноварно-красные ягоды и плоды оттеняли черный контур растений, рельефно выступавших на солнечно-золотистом фоне... В нашем магазине вы найдете все виды холомских изделий.
Высота - 15 см
Слайд 26
Боченок
Перед нами хохломской бочонок - сосуд для хранения
запасов. На золотистом фоне легкими движениями кисти нанесена травка,
в соответствии с формой предмета она тянется вверх, ритмично чередуясь по цвету: черная - красная, черная - красная... В том же порядке следуют друг за другом листики-мазки, окаймляющие центральное поле росписи. Огненно-красная киноварь придает теплоту мягко светящемуся фону, а черный цвет подчеркивает его блеск.
Диаметр - 12 см, высота - 15 см
Слайд 27
Подсвечник большой
В Хохломе очень нарядно расписывали праздничную посуду:
блюда, солоницы, кружки, поставцы и подсвечники, в том числе.
В этой росписи как раз и достигла своего совершенства знаменитая хохломская травка, создававшая вместе с золотым цветом славу этим изделиям: распушился и разветвился каждый стебелек, расцвел цветочками, повисли на веточках красные ягодки. Высота - 18 см
Слайд 28
Подсвечник малый
. Наиболее ранние хохломские изделия отличает не
только простота узоров, но и умение сочетать их с
формой предмета: ромб или розетка подчеркивали центр подсвечника, мазки вокруг края - пластичность его изгиба. Розетка порой напоминала завиток резьбы или же лучистое солнышко. Высота - 9 см
Слайд 29
Солонка
Травкой в хохломской росписи называется исполненный гибкими подвижными
мазками орнамент из волнистых тонких стебельков, объединенных в ритмический
узор, похожий на колеблемые ветром травы. Прихотливо изгибаясь, эти травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют древко - дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента: по преданиям, именно от такого дерева началась на земле вся жизнь.
Диаметр - 5,5 см
Слайд 30
Кувшин
Современный хохломской орнамент разнообразен: это и традиционные типы
- травка, древко, под листок, и новые узоры с
ягодами смородины, малины или земляники, гроздьями рябины, порхающими птицами, и любимая в Семенове кудрина - орнамент из золотых завитков, образующих сказочные причудливые цветы и кудрявые листочки. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин, ковшей, подобно драгоценному ажурному кружеву.
Высота - 21 см
Слайд 31
Подсвечник высокий
Холомской мастер в своей работе умел добиться
удивительного художественного совершенства. Цветовая гамма состоит из обычного для
Хохломы сочетания золота с красным и черным цветом. Однако с каким пониманием декоративности решает мастер задачу убора подсвечника! Золотая окраска шейки и горла подчеркивает глубину фона, поэтому розетки и овальчики кажутся легкими и словно летят друг за другом, выявляя мягкую округлость формы. Предельно простым орнаментом и ограниченной цветовой гаммой художник придает сосуду величавую красоту. Высота - 28 см
Слайд 32
Орешница
Гибкий тонкий стебелек с окружающими его кустиками травки
присутствовал в росписи всей праздничной хохломской посуды, однако рисунок
его точно никогда не повторялся. Исполненные легким мазком кисти травинки то соединялись в раскидистую веточку, то образовывали кустик или же свободно разбегались по деревянной поверхности изделия. Каждый элемент орнамента располагается в соответствии с формой сосуда. Высота - 28 см
Слайд 33
Сахарница 2
. Как и когда сложился этот орнамент
- еще один неизменный вопрос, интересующий исследователей искусства Хохломы.
Ответить на него не просто, потому что изделия с хохломской росписью, изготовленные ранее 40-х годов прошлого века, не сохранились. Однако орнамент на изделиях второй половины столетия предстает в таком совершенном виде, что напрашивается вывод: история его уходит в глубь веков.
Диаметр - 16 см
Слайд 34
Сахарница с ложкой
Традиции хохломского орнамента сложились на основе
древнерусской культуры, проникавшей в народное искусство с украшениями рукописных
книг и икон. К искусству росписи по дереву ближе всего относится иконопись. Диаметр - 12 см
Слайд 35
Горшочек для соли
Волнообразный побег из растений окаймляет борт
хохломского горшочка. Традиционные цвета здесь дополнены коричневым, желтым и
зеленым, что придает росписи большую нарядность и праздничность. Однотонная темно-зеленая роспись каймы удачно выделяет ярко-красные гроздья рябины на темном фоне.
Диаметр - 8,5 см
Слайд 36
Набор для икры
Удивительно хороша и оригинальна живопись небольших,
стройных предметов холомского набора для вина. На округлое тулово
ее словно брошен букет ландышей; тонкие стебельки цветов и зубчатые листики, распластавшись по поверхности изделия, охватили его кругом, оттеняя плавные линии формы. Диаметр - 23 см
Слайд 37
Ваза
Порой стебельки закручиваются в спиральки и, окаймляя хохломскую
вазочку, бегут по его окружности, чередуясь по цвету: черный
- красный, красный - черный. Веточки, травинки, листочки то тянутся вверх, то завиваются в Кудрину, то изгибаются вместе с формой предмета.
Высота - 17,5 см
Слайд 38
Сухарница
Как и в других областях народного творчества, в
создании хохломской окраски участвовало не одно поколение мастеров. Каждое
из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. Вместе с тем среди народных умельцев не было равных: во все времена появлялись таланты, вносившие в общее творчество свои индивидуальные черты.
Длина - 34 см
Слайд 39
Ложка
Манера письма хохломских семеновских художников восхищает тонкостью, изяществом
прорисовки орнаментальных форм. Узоры никогда не повторяются в точности,
существуя во множестве вариантов, отражая неистощимую фантазию мастеров и индивидуальность каждого из них.
Слайд 40
Половник
Отработанное временем мастерство было у ковшечника и ложкаря.
Вырезая ковш, мастер в куске дерева заранее видел будущий
образ изделия, и под его искусным резцом естественные изгибы и сучки становились то птицей с лебединой шеей, то горделиво выгнутой головой коня, а то вдруг закручивались петлей, напоминая неведомое существо, готовое то ли уплыть, то ли взлететь... У нас вы найдете любые виды деревянных изделий. Длина - 29 см