Слайд 2
Клод Ашиль Дебюсси
(1862-1918)
Что такое импрессионизм в искусстве?
Первые
импрессионисты – кто они?
Звучащие краски и красочные звуки.
Что такое
живописная музыка?
Слайд 3
Импрессионизм
Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20
века. От французского слова impression – впечатление. Сначала оно
возникло в живописи. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись.
Слайд 4
Художники-импрессионисты
Первая выставка импрессионистов – 1874 год.
Они работали на
пленере (на открытом воздухе).
Применяли особую технику мазка.
Изображали мимолетность, мгновенность
впечатления.
Слайд 5
Особенности импрессионизма
Одну и ту же картину писали много
раз.
Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в
туман, дождь, в солнечном свете).
Клод Моне
«Собор в Руане» «Собор в Руане»
Слайд 7
Огюст Ренуар «На качелях»
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 8
Музыканты-импрессионисты
Название музыкальных произведений было очень живописно.
Изменились гармонии, ритмы,
тембры.
Их музыка звучала на выставках художников-импрессионистов.
Слайд 9
Клод Дебюсси
Выдающийся французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке.
Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени,
прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было столь велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы». Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси от русского композитора от Римского-Корсакова. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсарро, Дега и других художников-импрессионистов.
Слайд 10
Музыкальная живопись Дебюсси
«Звуки и ароматы реют в вечернем
воздухе» - фортепианная пьеса.
«Что видел западный ветер», «Феи прелестные
танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» - все это фортепианные прелюдии.
В симфонической музыке – тембры и краски за счет различных инструментов.
У Дебюсси в фортепианной музыке – за счет своеобразных, необычных сочетаний звуков, прозрачных аккордов, кружевных гармоний.
Слайд 11
Как исполнять музыку импрессионистов
Вполголоса
Шепотом
В колорите
печального и холодного пейзажа
Напевая
Как воспоминания об ушедшем
В серых тонах
В розовом свете
Как лунные блики
Слайд 13
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Слайд 14
Триптих «Ноктюрны»
Триптих – это серия из трех пьес.
«Облака» – это первая пьеса.
«Празднества» – это вторая пьеса.
«Сирены»
– это третья пьеса.
Слайд 15
Оркестр в «Облаках»
Нет тяжелой меди.
Звучат только
струнные и деревянные духовые.
Английский рожок исполняет тему облаков.
Слайд 16
Вторая пьеса триптиха – «Празднества»
Движение.
Пляшущий ритм
атмосферы со взрывами внезапного света.
Праздник, смешение музыки со
светящейся пылью.
Разноцветная толпа, мерцающие огни, фейерверк.
Ренуар
«Бал в Муллен де ля Галетт»
Слайд 17
Антуан Ватто «Путешествие на остров Киферу»
Слайд 18
Пьер Огюст Ренуар «Большие бульвары»
Слайд 19
Третья пьеса триптиха – «Сирены»
Для оркестра с женским
хором
Сирены – это полу-женщины, полу-птицы, которые своим волшебным, неземным
пением заманивали мореплавателей в древней Элладе (Греции). Путешественники гибли на прибрежных рифах.
Поет женский хор с закрытыми ртами. Слов нет, одни звуки, рожденные игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся.
Намек на мелодию, как мазки на полотнах импрессионистов.
Это море и его бесчисленные ритмы.
Мане
Бой «Кирсаджа» и «Алабамы»
Слайд 21
Термины
Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера.
Триптих –
это серия из трех пьес, трех картин, трех новелл,
объединенные одной идеей, одним характером.
Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.