четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два
«Квадрата»: два вТретьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.
В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».
По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что картине может быть нанесен непоправимый ущерб.
Есть мнение, что Казимир Малевич всего лишь позаимствовал восхищение аскетичностью элементами японской культуры, а потом просто адаптировал его пропаганду для советской культуры.
Чёрный квадрат. 1929 г.