Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Истоки традиционных народных художественных промыслов России (на примере Урало-сибирской росписи)

Содержание

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих
«Истоки традиционных народных художественных промыслов России  (на примере Урало-сибирской росписи)».   «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая Урало-сибирская росписьГалереяТехника двойного мазкаСимволикаМатериалыЦвета росписиЭлементы росписиСхемы  рис. Наличники окон белой горницыУрало- сибирская росписьУральская домовая роспись поражает, прежде всего, рис. Дверь чулана Урало- сибирская росписьЧулан, где хранилась одежда и съестные припасы семьи, Урало-сибирская роспись Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали атмосферу Урало-сибирская росписьМузей села Нижняя Синячиха в Свердловской области Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. ЕскинаЦветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский р-н, Материалы урало-сибирской росписиСтарые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя Техника двойного мазкаОсобенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета Основные цвета росписиРосписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным Основные цвета росписиРосписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие и Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало рис. Фрагмент потолка избыУрало-сибирская росписьКруговая композиция имела магическое значение и была связана с культом солнца. В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницыРоспись в крестьянской избе В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897. Роспись горницыСредний ярус – мир человека – С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписиЗнаки – символы уральской росписиБутоны и Знаки – символы уральской росписиВислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н, Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя ТалицаСцены труда Этапы выполнения цветка Элемент травки и корняЯгодки, приписки и травкиОживки, пропись травок Элементы листьев Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов Выполнение композиции Использованные интернет- ресурсы:Слайд №1 http://www.webartplus.narod.ru/ural/ur17.jpgСлайд №2 http://img-fotki.yandex.ru/get/5213/31065446.2/0_49584_d0b6c7e2_XLСлайд №4 http://rin.ucoz.net/sinyachiha/15_copy.gifСлайд №5 http://rin.ucoz.net/sinyachiha/07_copy.gifСлайд №6
Слайды презентации

Слайд 2 «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь:

или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые

люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих

Слайд 3 Урало-сибирская роспись
Галерея
Техника двойного мазка
Символика
Материалы
Цвета росписи
Элементы росписи
Схемы

Урало-сибирская росписьГалереяТехника двойного мазкаСимволикаМатериалыЦвета росписиЭлементы росписиСхемы

Слайд 4  рис. Наличники окон белой горницы
Урало- сибирская роспись
Уральская домовая

 рис. Наличники окон белой горницыУрало- сибирская росписьУральская домовая роспись поражает, прежде

роспись поражает, прежде всего, своей монументальностью: расписываются сени, изба,

горница, а в них стены, простенки, потолки, двери, полати, заборки, грядки и многое другое.

Слайд 5 рис. Дверь чулана
 
Урало- сибирская роспись
Чулан, где хранилась одежда

рис. Дверь чулана Урало- сибирская росписьЧулан, где хранилась одежда и съестные припасы

и съестные припасы семьи, расписывался особенно ярко, со значением.

Цветы, птицы, плоды выражали надежду хозяев на богатый урожай и полный достаток в доме.

Слайд 6 Урало-сибирская роспись
 Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали

Урало-сибирская роспись Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали

интерьеру праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о

красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.

Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области


Слайд 7 Урало-сибирская роспись
Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области

Урало-сибирская росписьМузей села Нижняя Синячиха в Свердловской области

Слайд 8 Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н,
д. Ескина
Цветочным орнаментом

Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. ЕскинаЦветочным орнаментом расписывалась лицевая часть

расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как правило,

разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».

Урало-сибирская роспись


Слайд 9 Прялка токарная. 1899 г.
Суксунский р-н.
Прялка-корневушка.
Рубеж

Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский

XIX вв.
Чердынский р-н,
с. Корепино
Развитым видом народного

искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.

Урало-сибирская роспись


Слайд 10 Материалы урало-сибирской росписи
Старые мастера краски делали из местных

Материалы урало-сибирской росписиСтарые мастера краски делали из местных минералов, растирая их,

минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать

гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12.
Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.

Слайд 11 Техника двойного мазка
Особенность росписи – двухцветный мазок. На

Техника двойного мазкаОсобенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два

кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую,

на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка.
Видео показ.

Слайд 12 Основные цвета росписи
Росписи поражают тонким декоративным чутьём и

Основные цвета росписиРосписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь

мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели

достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний.
Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко-васильковые, бледно-голубые тона.

Слайд 13 Основные цвета росписи
Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах –

Основные цвета росписиРосписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие

надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-жёлтые цвета славили

гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло-жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи.

Букет цветов.


Слайд 14 Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа.

Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX —

Конец XIX — начало XX в.
Символико-поэтическая система ведет свое

начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни. 

Знаки –символы уральской росписи


Слайд 15 рис. Фрагмент потолка избы
Урало-сибирская роспись
Круговая композиция имела магическое

рис. Фрагмент потолка избыУрало-сибирская росписьКруговая композиция имела магическое значение и была связана с культом солнца.

значение и была связана с культом солнца.


Слайд 16 В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись

В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницыРоспись в крестьянской

горницы
Роспись в крестьянской избе расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал

связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, солнцем, верховными культами. Потолок в доме – это его «небо». Солнце дарит жизнь всему земному, от чего зависела жизнь крестьянина.

Знаки и символы уральской росписи


Слайд 17 В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897.
Роспись горницы
Средний ярус

В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897. Роспись горницыСредний ярус – мир человека

– мир человека – ориентирован на связь с реальными,

мифологизированными обитателям земли.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу.

Знаки – символы уральской росписи


Слайд 18 С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи
Знаки –

С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписиЗнаки – символы уральской росписиБутоны

символы уральской росписи
Бутоны и ягоды на цветущем  венке –

это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.

Слайд 19 Знаки – символы уральской росписи
Вислый шкаф. Роспись дверки.

Знаки – символы уральской росписиВислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский

Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н, д. Ратегово.
     
    «Древо жизни» изображающее

древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой.     Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными 
функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.

Слайд 20 Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н,

Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя ТалицаСцены

д. Верхняя Талица
Сцены труда и семейного благополучия создавались с

надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками – символами.

Знаки – символы уральской росписи


Слайд 21 Этапы выполнения цветка

Этапы выполнения цветка

Слайд 22 Элемент травки и корня
Ягодки, приписки и травки
Оживки, пропись

Элемент травки и корняЯгодки, приписки и травкиОживки, пропись травок

травок


Слайд 23 Элементы листьев

Элементы листьев

Слайд 25 Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных

Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции

пятен. В композиции букетов использовалась ярусность и симметрия.
Схемы узоров


Слайд 26 Выполнение композиции

Выполнение композиции

  • Имя файла: istoki-traditsionnyh-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-rossii-na-primere-uralo-sibirskoy-rospisi.pptx
  • Количество просмотров: 226
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Природа тундры
Следующая - Осенняя фантазия