Слайд 2
История создания пьесы
Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно
Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем
Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Слайд 3
Значение названия пьесы «Гроза»
Гроза в природе (действие 4) —
физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.
Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения,
вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение.
Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.
Слайд 4
Значение названия пьесы «Гроза»
Вывод. Смысл заглавия:
гроза в природе — освежает,
гроза
в душе — очищает,
гроза в обществе — освещает (убивает).
Слайд 5
Положение женщин в России в 1 половине
19 века.
В 1 половине 19 века положение женщины в
России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий
собой свод правил семейного быта.
Слайд 6
Эпоха перемен
Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы.
Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования
затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.
Слайд 7
Система действующих лиц пьесы
Говорящие фамилии
Возраст
героев
«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Какое место занимает Катерина в этой
системе образов?
Слайд 8
Система действующих лиц пьесы
Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу —
раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда
воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».
Слайд 9
Система действующих лиц пьесы
Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему,
делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Тихон: «Да я, маменька,
и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
Кулигин: «Лучше уж стерпеть».
Слайд 10
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
Слайд 11
Особенности раскрытия характеров героев
Катерина — поэтическая речь,
напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
Кулигин — речь
образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.
Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
Слайд 12
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»
Кудряш: «А что?»
Дикой: «Баклуши ты,
что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»
Борис: «Праздник; что дома-то делать!»
Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».
Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»
Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Слайд 13
Использование приема контраста и сопоставления:
монолог Феклуши — монолог
Кулигина,
жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж,
Катерина — Варвара,
Тихон — Борис