Слайд 2
Цель проекта:
Изучить ювелирное искусство как одну из форм
декоративного-прикладного и изобразительного искусства;
познакомиться с творчеством Карла Густава
Фаберже;
систематизировать коллекцию яиц Карла Фаберже;
узнать в чем уникальность яиц Фаберже.
Слайд 3
Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846
года. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи и
был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.
Петер Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки.
Слайд 4
Здание фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге. 1900 г
Слайд 5
Петер Карл является создателем всемирно известных яиц Фаберже, которые
высоко ценятся у коллекционеров всего мира. Яйца изготовлялись из
золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).
Слайд 6
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое
яйцо в 1885 г Оно было заказано царём Александром III как
пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.
«Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.
Слайд 7
В период с 1885 по 1916 гг. около
54 таких яиц было заказано Александром III и Николаем
II в качестве пасхальных подарков императрицам. Каждое из яиц, вместе со спрятанным внутри сюрпризом, является шедевром изобретательности и мастерства отделки. Фаберже никогда не дублировал такие изделия – каждое из них было попыткой превзойти предыдущее.
Наиболее известными работами фирмы Фаберже являются большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились.
Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром,
(так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует).
Слайд 9
«Несессер» - произведен в 1889 году для императрицы
Марии Федоровны.
«Несессер» содержал маникюрный набор из 13 предметов. Последняя
известная цена $3, 000, 000.
Местонахождение изделия неизвестно.
Слайд 10
Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды
дворцов в Дании и России.
Яйцо Фаберже «Датские дворцы», 1890г
Слайд 11
Яйцо Фаберже «Розовый бутон», 1895г
Слайд 12
Яйцо Фаберже «Вращающиеся миниатюры» ,1896
Яйцо из горного хрусталя с
12 миниатюрами — видами памятных мест для императрицы
В данный
момент находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд,США
Слайд 13
Яйцо Фаберже «Коронационное», 1897
Ювелир — Михаил Перхин,
Георг Штейн.
Самое знаменитое из яиц.
Сюрприз - Копия Императорской
кареты при коронации Николая II.
Находится в Оружейной палате.
Слайд 14
Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились
46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по
описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 г., в багаже императрицы Марии Федоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. А затем перевезены в Алмазное хранилище в Кремле.
После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15). В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом более чем за 100 миллионов долларов.
Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$.
Слайд 15
Яйцо Фаберже «Вдова (Пеликан)»,1897
Яйцо разворачивается на 8
пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной. Пеликан
— символ благотворительности.
Художественный музей Вирджинии, Ричмонд,США
Слайд 16
Яйцо Фаберже «Ландыши»,
1898
Сюрприз:
Выдвигающиеся вверх три медальона
с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги
и Татьяны.
Мастер :Михаил Перхин.
Стиль: модерн.
Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
Первый владелец - Александра Федоровна
Коллекция Вексельберга
Слайд 17
Яйцо Фаберже «Анютины глазки»
1899год.
Из нефрита.
Внутри
«мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое
дерево с портретами.
Частная коллекция, Новый Орлеан
Слайд 18
Яйцо Фаберже «Петушок» , 1900
Ювелир — Михаил Перхин.
Поющие часы с выскакивающим заводным петушком
Коллекция Вексельберга
Слайд 19
Яйцо "Память Азова", 1891
Материалы: Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы,
ограненные розой, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат.
Сюрприз яйца -
Модель крейсера «Азов»
Слайд 20
Яйцо Фаберже «12 монограмм», 1896
Ювелир — Михаил
Перхин.
Яйцо было заказано новым императором для своей матери,
привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз.
Слайд 21
Яйцо Фаберже «Ренессанс», 1894
Ювелир — Михаил Перхин.
Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей
за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз.
Слайд 22
Яйцо-часы, 1899
Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся
по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она
имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви.
Слайд 23
Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900 г
Это пасхальное яйцо
создано в честь важного исторического события - строительства Транссибирской
магистрали. В яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов.
Слайд 24
Яйцо-клевер,1902
Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти
уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был
укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей
Слайд 25
Раскрывается не ровно, а будто по линии скола.
Сюрприз — лебедь.
Находится: Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария
«Лебедь» , 1906г
Слайд 26
Яйцо «Московский Кремль», 1906год
Внутрь модели помещен музыкальный механизм,
который заводится золотым ключом, после чего звучат две "херувимские"
песни - праздничные пасхальные гимны.
Слайд 27
Яйцо с моделью Александровского дворца,1908
Нефритовое яйцо украшено
пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II .
Сюрприз - Модель Александровского
дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца - из горного хрусталя.
Слайд 28
Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909
Яйцо из
горного хрусталя.
Внутри яйца находится золотая модель яхты "Штандарт".
Слайд 29
Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Яйцо из
горного хрусталя. В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком
прямоугольном постаменте
Слайд 30
«Лавровое дерево»,1911г
Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри —
заводная птичка
Находится: Коллекция Вексельберга
Слайд 31
Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с
анемонами. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми
(24 тыс. руб.).
«Зимнее» ,1913г
Слайд 32
Яйцо
"300-летие дома Романовых", 1913
Внутри яйца укреплен
вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое
накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г.
Слайд 33
Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916
Сюрпризом яйца
является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на
котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск.
Слайд 34
Таким образом, из известных ныне 46 пасхальных яиц
10 находятся в Москве, в Кремле;
9 - в
частной коллекции Виктора Вексельберга;
5 - в Музее изобразительных искусств штата Вирджиния;
3 - в коллекции королевы Великобритании Елизаветы;
3 - в музее в Новом Орлеане;
6 - в музеях Швейцарии, Вашингтона и Балтимора (по два); по одному - в собраниях Кливлендского музея и принца Монако,
остальные - в частных коллекциях.
Местонахождение двух пасхальных яиц неизвестно.