Слайд 2
Оглавление
I. Вступление.
1. Эпиграф работы.
II.
Основная часть.
1. Биография Андрея Рублева.
2. Творчество иконописца и художника.
3. Бессмертная «Троица».
III.Вывод.
1.Память о Мастере жива в православных сердцах!
Слайд 3
Эпиграф к работе…
«Можно выжигать веру каленым железом, можно
сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но
история нашей Родины показывает, что православие как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастет».
Н.Михалков
Слайд 4
Рождение Андрея Рублева
Скорее
всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям
— в г. Новгороде) около 1340/1350 гг., (точной даты нет). Воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе - в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике .
Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв». Возможно, ОНА является свидетельством того, что отца художника звали Иваном.
Слайд 5
Смерть иконописца и художника
Андрей Рублёв скончался во время
морового поветрия 17 октября 1430 г. в Москве, в
Спасо -Андрониковом монастыре, где весной 1430 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Точное место захоронения никому не известно.
Слайд 6
Памятный знак в Андрониковом монастыре
Слайд 7
Творчество Андрея Рублева
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных
традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с
византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле.
Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики.
В 1420 годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.
Слайд 8
Благовещенский собор
Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения
Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Изначальный иконостас
собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.
Слайд 9
Успенский собор во Владимире
Слайд 11
Лик Богоматери Елеусы Владимирской Успенского собора во Владимире.
Слайд 12
Фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире
Слайд 13
«Страшный суд»
Самое большое количество фресок Андрея Рублева находится
в Успенском соборе. Сохранились и раскрыты фрески Андрея Рублева
в основном на тему "Страшного суда", выполненные в 1408 г. Время национального подъема определило новизну творчества художника. Он сумел выразить на языке живописи мироощущение, отличное от византийского. Андрей Рублев отказывается от византийской суровости и аскетизма и дает толкование смысла Страшного суда как суда праведного. Образы апостолов, ангелов и праведников полны мягкости, лиризма, поэзии, их лики похожи на лица простых русских людей. Отличаются новизной и живописные приемы художника: новые сочетания красок, взятые из русской природы, плавность и мягкость линий и контуров рисунка, ясность композиции, безукоризненное понимание архитектуры.
Слайд 14
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Слайд 15
Памятник у входа в Андроников монастырь
Андрей Рублев был
иноком монастыря, принимал участие в создании настенных фресок и
его строительстве, здесь же был погребен.
Памятник установлен в 1985 году, скульптор Олег Комов.
Слайд 17
Спасский собор Андроникова монастыря
С 1985 года на
территории Андроникова монастыря открыт и действует Центральный музей древнерусской
культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Слайд 18
Святые иконы Рублева
В своих произведениях
в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил возвышенное понимание духовной
красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконе Звенигородского чина «Спас» (рубеж XIV—XV веков).
Слайд 19
«Архангел Михаил» и «Апостол Павел»
Слайд 21
Шедевр Андрея Рублева – «Троица»
В память о Сергии Радонежском, одного из идейных вдохновителей
Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц и объединению русских князей в борьбе с татарами, создал Рублев шедевр - знаменитую "Троицу".
Слайд 22
Содержание «Троицы»
В конце XIV — начале XV века (по
некоторым исследованиям, около 1412 г.) Рублёв создал икону «Живоначальная
Троица» (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.
Слайд 23
Бессмертное творение Мастера
Трое прекрасных юношей сидят за столом.
.. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами
– крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность , печаль… Кисть художника лучше, полнее слов рассказала о чувствах юношей.
Они сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что сразу видишь и каждого в отдельности, и всех вместе, сразу чувствуешь их глубокую любовь друг к другу, их единство.
Художник изобразил события, о котором говорилось в древних сказаниях. В старину все хорошо знали эти сказания и верили, что бог создал землю и людей, что он управляет жизнью людей на земле, посылает с неба на землю крылатых ангелов, чтобы передать людям свою волю.
В жизни Андрей Рублев видел вражду, жесткость, измену. А писал добрую и тихую «Троицу»…
Слайд 25
Беседка в Андрониковом монастыре
Андрей Рублев рассказал в «Троице»
о заветной мечте своего народа. Он воспел дружбу, любовь,
согласие, мир, которые так нужны были русским людям шесть столетий назад и которые так нужны сегодня всем людям на земле!
Слайд 26
Память об Андрее Рублеве жива!
Прошло несколько столетий с
тех пор, когда жил и творил талантливейший художник Руси
Андрей Рублев. Образ великого Мастера до сих пор волнует современных художников и композиторов, писателей и поэтов, и просто рядовых россиян – верующих и не очень. В 1988г. Собор Русской Православной церкви объявил Андрея Рублева святым и установил ежегодный церковный праздник его имени 17 июля.
Слайд 28
История создания фильма
Фильм «Андрей Рублев» - историческая кинодрама
Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм».
Он рассказывает о жизни русского иконописца Андрея Рублёва. Повествование, разделённое на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1442 год, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха Рублёва.
Отдельные новеллы сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики. Первая главка кинополотна не связана с сюжетом — это метафора художественного зрения и полёта, по-видимому, обыгрывающая миф об Икаре и пересекающаяся с преданием о полёте на воздушном шаре подьячего Крякутного в XVIII веке. Остальные - о жизни Рублева.
Слайд 29
Режиссер фильма – Андрей Тарковский
Слайд 30
Исполнитель главной роли – Анатолий Солоницын
Слайд 32
Миниатюры конца XVI века, посвященные Андрею Рублеву
Слайд 33
Художники Ю.Кугач и И.Глазунов изобразили Андрея Рублева
Слайд 34
Современные художники восстанавливают облик Рублева
Слайд 35
Художник Андрей Подгорный
Посвящается Сергию Радонежскому и
Андрею Рублеву.
Слайд 36
Москаленко В.Н. Посвящение Андрею Рублеву
Слайд 39
«Парижский альбом» с автографом стихотворения Н.С.Гумилева «Андрей Рублев»
(1916–1917гг.).
Слайд 40
Отец Александр Балыбердин
«Болью "Иванова детства",
Кистью "Андрея Рублёва",
"Сталкером" раненным
в сердце,
"Зеркалом" отчего дома,
Тихой свечой "Ностальгии",
Память мою
опалившей,
Голосом совести в мире,
Бога, казалось, забывшем,
Но в час, отмеренный свыше,
Всё же способном на жертву
Ты постучал, и я слышал -
Сердце ответило: "Веруй!"
Слайд 41
Выставка к 650-летию Андрея Рублева в Третьяковской галерее,
г.Москва.
21 декабря 2010г.
Слайд 42
Памятник во Владимире
Памятник Андрею Рублеву во Владимире расположен
перед входом в парк имени Пушкина. Он выполнен из
бронзы московским художником Олегом Комовым. Это была последняя работа скульптора.
Памятник был открыт в августе 1995 г. к 1000-летию города Владимира.
Слайд 43
Памятник Андрею Рублеву, перенесенный из Спасо-Андроникова монастыря,
близ Патриарших палат Новоспасского монастыря.
Слайд 44
Источники и литература
1. Сайт http://andrey-rublev.ru/ : биография, жизнь
и творчество Андрея Рублева. Статьи и исследования.
2. Википедия –
Андрей Рублев.
3. Сергеев В.Н. Рублев. М., 1981 (в серии «Жизнь замечательных людей»).