Слайд 2
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя не гимн
пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это
– зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте ! Я произношу его: Мама.
Расул Газматов
Слайд 3
Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Родина
– всем матерям мать.
Родная земля – матушка, а чужая
– мачеха.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает,
да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Материнская ласка – конца не знает.
Чувство отца выше гор, чувство матери глубже океана.
Слайд 4
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани,
В
няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла
Улетел орел домой,
Солнце
скрылось за водой,
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?!
Али звезды ты считал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых,
Я дитя оберегал,
Колыбельную качал!»
А. Майков «Колыбельная песня»
Слайд 6
Священный лик Богоматери
Богородица на Руси воспринималась как покровительница
и защитница
Родной земли, заступница людей перед Богом.
В древнерусском искусстве
образ Богородицы был связан с культом
Матери – земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства.
«Первая мать – Пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля»,-
гласит народная мудрость.
В сознании русского человека образ Богородицы всегда был окружен
Ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.
Слайд 7
В древности к ним как предмету поклонения относились
с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним
считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать их в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели. В таком случае говорили – «выбыли». Они считались лучшим и очень ценным подарком. В старину ими украшали не только храмы, но и дом, развилки дорог, часто вывешивали у колодцев, на воротах при въезде в город. В настоящее время их воспринимают не только как предмет культа, но и как произведение искусства. О чем речь?
Икона – слово греческое, в переводе означает «образ»,
«изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли –
«образа»
Слайд 8
4 основных типа изображения Богородицы
Богоматерь Знамение
(знаменующей
рождение Спасителя, воплощение новой жизни)
Богоматерь Оранте
(«молящаяся» с
воздетыми к небу руками)
Богоматерь Одигитрия
(«путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках)
Богоматерь Елеус
(«умиления», обнимающей своего Сына)
Слайд 12
Владимирская Богоматерь
Была создана в XII веке и
привезена на
Русь.
Долгое время находилась в
Успенском соборе во
Владимире, сейчас хранится
в
Москве.
Слайд 14
Возрождение
– одна из величайших эпох, переломный этап
в развитии
мирового искусства между средними веками и новым временем.
Свое
название этот период развития культуры получил в связи с
возрождением к античному искусству. Однако художники этого времени
не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно
новое содержание.
Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью:
Человек мера всех вещей.
Особенно возросла роль творческой личности.
Эпоха Возрождения в Италии охватывает XIV – XVI века.
В этот период творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Джорджоне и Тициан.
Искусство Возрождения принесло иное понимание красоты.
Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом
Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к
людям
Слайд 15
Это был универсальный талант, раскрывшийся во всех без
исключения областях знания той эпохи. Ему принадлежат трактаты
по
математике и физике, он оставил после себя множество
проектов, о которых до него никто даже не помышлял и которые
по той или иной причине не были реализованы. Среди его
изобретений парашют, летательный аппарат, наподобие
современного самолета, бронированная повозка (аналог
современного танка). Баллистика и живопись, механика и химия –
этого ученого, инженера, скульптора, архитектора и одного из
лучших живописцев Высокого Возрождения интересовало
буквально все. С технической точки зрения его расчеты всегда
оказывались безупречными.
О ком идет речь? Что вы знаете о деятельности ученого?
Слайд 16
Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
считают основоположником
искусства Высокого Возрождения.
Слайд 17
Художник с гибким телом леопарда,
А в мудрости –
лукавая змея.
Во всех его созданиях есть струя –
Дух беладонны,
ладана и нарда.
Крылатый был он человеколев
Еще немного – и глазами рыси
Полеты птиц небесных подсмотрев,
Он должен был парить и ведать выси.
Среди людских, текущих в Бездне рек
Им предугадан был сверхчеловек.
К. Бальмонт
Слайд 19
Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Он говорил:
«Чтобы
написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц.
Но ввиду
недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой
идеей, которая приходит мне на ум.
Имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь
его достигнуть…»
Рафаэль Санти (1483 – 1520)
Слайд 20
Мадонна в кресле
Мадонна с младенцем
Слайд 22
Мадонна садовница
Сикстинская мадонна
Слайд 23
«…в Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения;
но
чем более смотришь на нее, тем более кажется, что
она приближа-
ется . На лице ее ничто не выражено, т.е. на нем нет выражения
понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь, в
каком то таинственном соединении, все: спокойствие, чистоту,
величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу
земного, следовательно мирное, постоянное, не могущее уже
возмутить ясности душевной. В глазах ее нет блистания (блестящий
взор человека есть признак чего то необыкновенного, случайного;
а для нее уже нет случая – все свершилось); но в них есть какая-то
глубокая, чудесная темнота; в них есть какой то взор, никуда
особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное…»
В. Жуковский
Слайд 24
Какие шедевры мастеров итальянского Возрождения
произвели на вас особое
впечатление?
Расскажите подробнее об одном из них,
объяснив свой выбор.
Домашнее
задание
Слайд 25
Величавая славянка в творчестве
А.Г. Венецианова
(1780 - 1847)
Слайд 26
«…Чтобы полнее посвятить себя живописи
с оригиналов натуры
… уехал в деревню
свою, там занялся безусловным вниманием
природы…»
Признанный
портретист, академик
живописи А.Г. Венецианов в 44 года,
почувствовав неудовлетворенность
и необходимость работать по -другому
неожиданно уезжает из Петербурга
и поселяется в глухой глуши.
Слайд 27
А.Г. Венецианов почувствовал себя свободным художником,
независимым от требований
и желаний заказчиков. Он стал
писать простых русских женщин –
крестьянок, занятых привычной
и нелегкой работой. Вдали от шумной жизни у художника
складывалось свое представление об идеале женской красоты,
во многом отличное от общепринятых норм. Было создано,
множество картин, где в образе величавой славянки им подчеркнуты
одухотворенное начало и яркая индивидуальность.
Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора
подчеркнуть, что именно женщина, не смотря на всю тяжесть быта,
была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской
жизни.
Слайд 34
Творчество А.Г. Венецианова оказалось удивительно
созвучным поэзии Н.А. Некрасова
и А.В. Кольцова.
Познакомьтесь со стихотворениями этих поэтов
и подберите строчки,
которые на ваш взгляд,
соответствуют картинам художника.
Домашнее задание :
Слайд 35
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская
долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Зной нестерпимый : равнина безлесная,
Нивы,
покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косыньки, -
Надо ребенка качать!..
Н.А. Некрасов
На жатве. Лето.
Слайд 36
Образ мордовской женщины
в работах
Федота Васильевича
Сычкова
Слайд 37
Федот Васильевич Сычков родился в с. Кочелаево Пензенской
губернии
(ныне Ковылкинский район) в семье бедного крестьянина. Окончив
Санкт –
Петербургскую рисовальную школу, в 895 -1900 гг. обучался в Высшем
художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии
художеств. Его первой значительной работой стала конкурсная картина
«Письмо с войны» (1900), за которую совет Академии художеств присудил
Сычкову звание художника живописи. Вернувшись в родное Кочелаево,
Федот Васильевич всецело отдался работе.
Картины этого художника пользовались большой популярностью,
Они экспонировались на многих зарубежных выставках – в Сан –Луисе,
Париже и других городах.
«С гор», «Трудный переход», «Деревенская свадьба»,
«Дети в старой деревне», «Возвращение с сенокоса».
Картины Ф.В. Сычкова хранятся в музеях Саранска, Москвы, Санк –
Петербурга и других городов.
Слайд 42
Женщина – мать в искусстве XX века
Слайд 43
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный
в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на
руках.
От любой напасти заклиная
(Ей то уж добра не занимать!)
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколь бы ты ни вышагал путей,
Яблоня - увешана плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
С. Островский
«Песнь о женщине»
Слайд 44
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль
не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится
жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы –
То слезы бедных матерей.
Н.А. Некрасов
Слайд 45
Кессет «Мать и дитя»
Пикассо «Мать и дитя»
Слайд 47
Петров – Водкин «Петроградская мадонна»
Слайд 48
С. Иванов «Материнство»
Скулме «Мать и дитя»
Слайд 51
Самостоятельная работа
по теме
«Образ матери сквозь века»
Слайд 52
№1 Назовите основные типы изображения
Богородицы
1
2
3
4
Слайд 53
№2 Как называется данная икона?
Что вы о ней знаете?
Слайд 54
№3 Какие шедевры мастеров итальянского
Возрождения вы можете назвать?
Слайд 55
№4 Перечислите известные вам работы
А.Г. Венецианова
1
3
2