Слайд 2
На протяжении
всей истории
человечества
ему
сопутствует
искусство. Оно возникает в эпоху палеолита 25-15 тысяч
лет тому назад
Слайд 3
Платон предложил слово Techne – умение создавать вещи
по правилам,
мастерство. Это - искусство, ремесло, а так же
наука.
Слайд 4
Ка́та́рсис(от др.-греч. κάθαρσις - возвышение, очищение,оздоровление).
По Аристотелю, трагедия,
вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым
очищая его душу, возвышая и
воспитывая его.
Слайд 5
Гиппократу принадлежит крылатое выражение:
Ars longa, vita brevis est
Ars,
artis – ремесло, занятие, искусство, наука
Слайд 6
Семь свободных искусств – artes liberales
В средневековых университетах
включал: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию
Слайд 7
Ян де Хем
«Mеmento mori»
О смерти
говорят
все
многочислен-ные детали этой картины
Слайд 8
И. Линник. "Голландская живопись XVII века и
проблемы атрибуции картин: «приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в
выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»). Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. Заметим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни».
Слайд 9
Роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого
человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения
души. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - об увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые), стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и
огарок свечи - символ угасшей жизни
Слайд 10
К тому же художник старательно выписал множество червяков
и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви
- это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки - скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов - лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.
Слайд 11
Искусство – это разговор о безусловном, значимом для
всех.
Это любовь, война, смерть
Н. Г. Чернышевский
Слайд 12
Термин «эстетика» предложил немецкий философ
Ал-др Баумгартен.
Он произвёл
термин
от греч. «эстезис»
(«ощущение,
чувственное восприятие».
Эстетика – «теория искусства»,
«философия искусства»
Слайд 13
Прекрасное - коренная
категория эстетики
Слайд 14
Другие эстетические категории:
Возвышенное
Трагическое
Комическое
Безобразное
Низменное
Ужасное
Хаос и гармония
Слайд 15
Искусство – это практически-духовное освоение мира человеком в
художественно-образной форме
Слайд 16
Искусство - это лекарство от богооставленности, это последнее
земное прибежище священного
Слайд 17
Искусство – это мимезис,
или подражание природе
Слайд 18
Функции искусства:
познавательная
воспитательная
ценностная
коммуникативная
творческого
самовыражения личности
гедонистическая
Слайд 19
Функция творческого самовыражения
личности – основная в искусстве
Слайд 20
Виды искусства:
Пространственные
Временные
Синтетические
Слайд 21
Пространственные
виды искусства:
скульптура,
архитектура,
изобразительное
искусство
Слайд 28
Степанов В.Б.: «Фонтан» М. Дюшана ставит вопрос о
том, что он значит, проблематизирует саму ситуацию восприятия искусства,
ставит вопрос о рамках музейной коммуникации, об отношении ее к повседневности, о том, кто называет искусство искусством. К нему неприменимы критерии красоты, оригинальности, удовольствия, мастерства, вопрос об отношении искусства к действительности и проч. Подходы традиционной (- «школьной») эстетики.
Слайд 29
Временные виды искусства:
литература и музыка
Слайд 30
Пространственно-временные виды:
Театр, цирк, кино, эстрада
Слайд 31
Гуманизм – высшая цель
эстетики и
искусства
Высшая цель науки – давать людям истинные знания.
Высшая цель техники - опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять потребности людей.
Высшая цель искусства – всестороннее развитие личности, удовлетворение её духовно-эстетических потребностей,
наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций