Слайд 2
Петровская эпоха, вызвавшая плодотворное оживление во всех областях
культурной жизни при Петре Ι привела к развитию первого
в России публичного и всем доступного театра. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи.
Театр
Первый публичный театр возник в Москве по инициативе Петра. Организация этого театра — одна из интереснейших страниц в истории европеизации Московской Руси, в истории того культурного преобразования, над которым немало потрудились и сам Петр и передовые люди его эпохи.
Слайд 3
Театральные зрелища к этому времени не были диковинкой
в России. В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича
существовал театр, в котором под руководством пастора Грегори ставились пьесы преимущественно религиозного содержания. Театр был придворным; на представлениях бывал ограниченный круг людей.
Петру, оценившему театр как средство пропаганды и воспитание зрителей пришлось заново воплощать идеи театра и делать его более распространенным.
Слайд 4
Вернувшись из заграничного путешествия, Петр задался целью устроить,
между прочим, и театр по образцу виденных им за
границей. Организация театра была поручена Посольскому приказу. Так как в Москве никто не брался за это новое и трудное дело, так как не нашлось на этот раз и в Немецкой слободе человека, который знал бы театральное дело, — было решено выписать актеров и опытного «комедиантского правителя» из-за границы. Царь торопил подьячих Посольского приказа, требуя немедленного осуществления задуманного им проекта. Подьячие оказались в довольно затруднительном положении, так как не знали, где искать «комедиантов» и как вообще приступить к этому делу. Выручил их некто Ян Сплавский, иностранец, выходец из Венгрии, служащий Посольского приказа.
Слайд 5
В июне месяце 1701 г. Ян Сплавский был отправлен
в Данциг, где у него, по-видимому, были какие-то связи.
Прибыв в Данциг, Сплавский заключил договор с руководителем одной из немецких странствующих трупп — Иоганном Христианом Кунстом 12 апреля 1702 г.
Слайд 6
Первый русский публичный театр просуществовал недолго. В конце
1703 г. Иоганн Кунст умер, и его труппа была отпущена
на родину. В марте 1704 г. во главе театра на Красной площади становится некто Отто Фирст, по специальности не актер, а золотых дел мастер. Новый директор театра с возложенными на него обязанностями не справился и вскоре развалил все дело. В одном из официальных документов 1705 г. читаем, что в этом году было собрано денег «самое малое число», так как «комедии было во весь год только 12». Далее так продолжаться не могло, и в 1706 г. театр на Красной площади был упразднен.
Слайд 7
Скульптура в средние века не была широко распространена
в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по
дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра I. Первое “узаконенное” появление трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была ее воспринять.
Скульптура.
Слайд 8
При Петре I статуи стали появляться во дворцах,
парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных
примеров является Петропавловский собор.
Скульптура ангела украшает шпиль Петропавловского собора
Слайд 9
Летний сад создавался в соответствии с указаниями и
вкусами Петра I, который желал иметь резиденцию "лучше, чем
у французского короля в Версале". Европейская мода того времени требовала, чтобы сады украшались декоративными скульптурами. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадках, они украшали фонтаны, галереи, садовые павильоны.
Слайд 10
Наше представление о Великом Петре сложилось во многом
благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в
России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого “Медного всадника” Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.
Слайд 11
В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается
Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по
этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя -законодателя…»
Скульптор и созданная им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, Благодаря Петру I в XVIII конце века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.