Слайд 2
«Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит
зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на
сцене и со сцены, т.е. чувства и мысли артистов и зрителей».
К.С.Станиславский
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Н.В.Гоголь
Слайд 3
Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность
в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в
сценическом искусстве.
Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов и др.
Театр в переводе с греческого Theatron - место для зрелищ.
Театральные действия происходят в специально сконструированном здании.
Обычно театральное здание состоит:
- из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль;
- из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и
- из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские.
Слайд 5
Первые театральные представления включали в себя слово и
пение, танец и движение.
Музыка и жесты усиливали значение
слов, танцы иногда становились самостоятельными «номерами». Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. «синкретисмос» — «соединение»), т. е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом — намеренным соединением разных форм.
Слайд 6
Театр — искусство коллективное. Спектакль — это результат
деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на
сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей.
Недаром существует определение «работники театрального цеха»: спектакль — это и творчество, и производство.
Определите, чем могут заниматься в театре люди, изображенные на этих картинках:
Слайд 7
Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр,
танцев.
Режиссер — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает
новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
Хормейстер — заведующий и управляющий хором.
Хореограф — составитель балетных танцев.
Статисты — лица, исполняющие на сцене бессловесные роли, как-то: народ, войско и т. п.
Солист — самостоятельный исполнитель в пении или танцах.
Прима-балерина — главная балерина.
Драматург — пишущий и ставящий на сцене театральные пьесы.
Декоратор — художник, пишущий декорации.
Актер (актриса) — исполнитель(ца) пьесы на сцене, главное лицо в спектакле.
Дирижер – музыкант, управляющий оркестром или хором.
Гример - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
Суфлер — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
Зритель - тот, ради которого существует театр.
Слайд 8
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Главное выразительное средство — слово (не случайно
этот театр иногда называют разговорным).
Смысл происходящих на сцене
событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).
самый распространённый и популярный вид театра.
Слайд 9
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
- театр, где основным видом музыкально-театрального искусства
является опера.
Опера - вид музыкально-театрального искусства, сочетающий вокальную и
инструментальную музыку со сценическим действием; возник в Италии на рубеже 16-17 веков.
В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария — песня — монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Именно музыка и песня делает оперу неповторимым искусством духовно-возвышенной правды.
Слайд 10
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
- театр, который включает в себя различные
музыкальные жанры - мюзикл, оперу, оперетту, музыкальную комедию, балет
и другое.
В XVI в. на основе придворных и народных танцев начал формироваться балетный театр. Само слово «балет» происходит от позднелатинского ballare — «танцевать».
В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто.
В конце XX в. стали распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений.
Слайд 11
Ставит подобные представления хореограф. «Хорея» в переводе с
древнегреческого значит «пляска», а «графо» — «пишу». Следовательно, хореограф
«пишет спектакль» при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. В балетных спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи — именно так в русском театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии, ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен.
Спящая красавица
История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие — жанром (то же можно сказать о мюзикле). Первые спектакли, преимущественно комического содержания, появились во второй половине XIX в. в парижском театре «Буфф-Паризьен». Сюжеты оперетт обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью «Жак Оффенбах, Иоганн Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века» в разделе «Музыка»).
Опера «Князь Игорь»
Слайд 12
В конце XIX столетия в США появился мюзикл.
Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по
сюжету), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными, в мюзикле — никогда, они «растворены» в действии. Мюзикл — искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.
История мюзикла началась в 1866 г. — тогда в Нью-Йорке было показано музыкально-драматическое представление «Чёрный плут» (в другом переводе «Злодей-мошенник»). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял только в 20-х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в США, а после Второй мировой войны — на сценах Англии, Австрии, Франции.
Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы («Кабаре», «Шербурские зонтики», «Звуки музыки»)
Слайд 13
ТЕАТР КУКОЛ
- вид театрального зрелища, в котором действуют
куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.
В
Европе он появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное — в таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы часто «делят» сцену с актёрами.
Слайд 14
У каждого народа свои кукольные герои, в чём-то
похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно:
на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.
Куклы отличаются друг от друга, и по «внешности», и по устройству.
Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые куклы. Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями.
В Средние века спектакли устраивались на площади — тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды.
В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Особая форма кукольного театра — театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (Москва).
Слайд 15
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
1) театр, бытующий в народе в формах,
органически связанных с устным народным творчеством (см., например, Балаган,
Вертеп, Петрушка, Скоморохи)
2) непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в конце 1960-х - 80-х годов) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.
3) профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).
Слайд 16
Автор:
Калинина Наталья Николаевна
МОУ «Нижнекужебарская СОШ №10»