Слайд 2
Самобытен
вклад В. М. Васнецова
в историю
архитектуры
и дизайна. В Русском стиле он видел
не просто
предлог
для подражания старине,
но и почву
для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества,
как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.
Слайд 3
Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации проявилась
в большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок
и мозаик,
от росписей московских и ярославских церквей.
Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей,
ибо все, писавшие
о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.
Декоративные орнаменты
для росписи Владимировского собора в Киеве
1885-1896.
Деталь.
Бумага, акварель, золото. 52х15
Слайд 4
В. М. Васнецов первый в русском искусстве вышел
из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально
новых задач — создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное — его православной духовности. Его таланту было дано развиваться не столько вглубь, сколько вширь, о чем свидетельствует энергия, с которой он осваивал разные области искусства.
Слайд 5
В. М. Васнецов принимал участие в разработке военной
формы для солдат нашей страны.
Именно васнецовские буденовки (или
как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.
Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как буденовка, просуществовал вплоть до июля 1940 года. В 1940 году появились шапки-ушанки.
Слайд 6
Будучи одним из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского)
кружка, Васнецов всячески способствовал изучению в нем народного творчества
и созданию мастерских по возрождению крестьянских ремесел. Вместе с В. Д. Поленовым он проектировал церковь в Абрамцеве. Благодаря его приёмам стилизации, уже найденным в былинно-сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен.
Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы — образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы.
В Абрамцеве по его рисунку была построена "Избушка на курьих ножках" (1881-83).
Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.
Слайд 7
Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882).
Архитектор П.М.Самарин по
эскизу В.М. Васнецова
Слайд 8
В.М.Васнецов. Эскиз беседки. 1882.
«Сказочная» избушка-беседка была построена
в абрамцевском парке в 1883 г.
Шура и Вера Мамонтовы
с гувернанткой
у «Беседки на курьих ножках».
1890-е
Слайд 9
Абрамцево. Избушка на курьих ножках.
Слайд 10
В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По
его проектам были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова
(1892), собственный дом в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».
Слайд 11
Дом получился замечательный, действительно сказочный.
На первом этаже
располагались 4 жилые комнаты, на втором – большая светлая
мастерская.
В 1894 году, хотя дом еще не был окончательно отделан, Виктор Михайлович переехал в свой “теремок” и сразу же перевез туда еще незаконченную картину – “милых своих “Богатырей”. В просторной мастерской В.М. Васнецову хорошо работалось, здесь было написано немало великолепных полотен. В то же время это был открытый дом, куда по вечерам часто приходили друзья хозяина – художники, писатели, артисты: В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, И.Е. Репин, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин.
Художник давно мечтал о собственном доме, непременно деревянном, с просторной мастерской при нем, где можно было бы жить вместе с семьей и заниматься живописью. Он и место для дома присмотрел – на углу Мещанской улицы и 1-го Троицкого переулка. Получив гонорар за эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович в 1891 году приступил к постройке своего дома, который сам и спроектировал. На строительство ушло три года, и все это время художник, по его собственному признанию, был и архитектором, и плотником, и подрядчиком.
Слайд 12
Необычный внешний вид этого дома сразу привлекает внимание.
С главного фасада дом, оштукатуренный и выкрашенный в белый
цвет, одноэтажный, тогда как со двора видно, что в доме два этажа. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Вдоль карниза первого этажа проходит изразцовый поясок, а над калиткой примостился небольшой бревенчатый «теремок» — имитация светлицы древнерусского терема.
Слайд 13
Первая из двух комнат, столовая, обставлена весьма скромно.
Своеобразный колорит ее убранству придают бревенчатые стены, точно такие,
как в деревенской избе; точно к ним подобран дощатый сосновый буфет — копия тех, какие встречались на родине Васнецова. Верх этого сооружения украшен резной доской, привезенной из Владимирской области; причудливый орнамент из цветов и листьев с двух сторон поддерживают два сказочных чудовища. Это необыкновенный буфет: одной своей стороной с дверцами выходит в столовую, а другой – как бы задней стенкой, тоже с дверцами, – в прихожую в сторону кухни. Со стороны кухни дверцы открывались, кухарка ставила блюда в буфет, а хозяйка дома вынимала их со «столовой», парадной стороны, и подавала на стол. Центр комнаты занимает обеденный стол, за которым некогда собиралась вся большая семья Васнецова — супруга, Александра Владимировна, четыре сына и дочь Татьяна. Над столом висит керосиновая лампа, еще при жизни художника переделанная в электрическую. На стене, среди написанных Виктором Михайловичем в разное время портретов родных, — портрет Виктора Михайловича, выполненный Татьяной, его дочерью.
На первом этаже
4 комнаты,
из которых две сохранились в том виде, какими они были при художнике — это зала и столовая. Васнецов, поклонник старины, окружал себя старинными предметами и вещицами, сделанными по древнерусским образцам
Слайд 14
Все печи в доме также сделаны по рисункам
Васнецова
и украшены керамическими изразцами.
Одна из них похожа
на терем: дверца напоминает вход в дом,
колонки сделаны
в виде окошек
и балкончиков,
а сверху спускается цветочный ковер — снова изразцы, выложенные в несколько рядов.
Слайд 15
Другая мемориальная комната — зала — выглядит более
парадно. Резная деревянная мебель, также в древнерусском стиле, сделана
уже на заказ.
В центре комнаты дубовый стол с инкрустацией в виде огромного двуглавого орла. Стены, как и в столовой, занимают портреты родных: жена, дочь, сын Володя — впоследствии профессор Московского Университета; братья — Аполлинарий, Петр и Николай.
Слайд 16
Помимо дубового стола с инкрустацией в центре комнаты
ее украшают два резных буфета: маленький — точная копия
того, что стоит в столовой, и большой, напоминающий теремок из детской сказки: дверцы-ворота, полки-балкончики, слюдяные окошки, и все это украшено затейливой резьбой и узорами, выложенными из дерева разных пород.
Слайд 17
Деревянная винтовая лестница ведет наверх,
на второй
этаж,
в мастерскую художника.
С обратной стороны лестницы вывешены
доспехи русского витязя:
шлем, кольчуга, щит, секира и пика.
Слайд 18
В.М. Васнецов. Ангел Молчания.
Начало 1900-х.
Рисунок выполнен углем
на стене мастерской.
У входа в мастерскую Виктора Михайловича сторожит
тишину
Ангел молчания, нарисованный углем на стене - знак того,
что рабочее место Мастера
дети
(а их у Васнецова было пятеро), должны уважать
и не шуметь.
Слайд 19
Именно в этой мастерской Виктор Михайлович работал над
своими самыми известными картинами. Особенно ярко получалась у него
специфическая "богатырская" тема, из нее выделяются такие работы: "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем", "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем". Картины, находящиеся в мастерской и по сей день, написаны примерно в 1900 - е годы. Среди них есть и знаменитая "поэма семи сказок", которую так любил сам художник. В ее состав входят такие полотна, как: "Царевна-Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-Самолет".
Слайд 20
Масштабы мастерской впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров,
а высота достигает
6 метров.
Три больших окна, высоченная
печь, картины, которыми увешаны все стены. Эта светлая, просторная комната как будто переносит зрителя в мир сказок.
Перед глазами один за другим проходят сказочные герои.
Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти – 32 года!
Слайд 21
Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона
для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной
выставке в Париже (1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.
Слайд 22
Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве
Архитектор
Васнецов В.М.
1910-е гг.
Посольство Мадагаскара - бывшее здание Цветковской
галереи, автор В.М.Васнецов. Пречистенская набережная.
Слайд 23
Москва. Третьяковская галерея.
По проекту Васнецова В.М.
В. М.
Васнецовым была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи
(1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
Слайд 24
http://ricolor.org/history/cu/picture/names/vasnetsov/
Источники информации
http://www.emc.komi.com/03/03/016.htm
http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.html
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/dmvasnecov/
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=619450
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0218/p0218.htm
http://www.baltwillinfo.com/mp11-08/mp-14.htm
http://www.clrt.ru/spetsproekt/persona/index_tplid25_recid1651.html
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Vasnetsov/Vas29.html
http://allmuseum.ru/vasnecov/3
http://community.livejournal.com/pro_muzei/5266.html
http://helena54.narod.ru/vasnecov.html
Слайд 25
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://cocarde.by.ru/bogatyrk.jpg&imgrefurl=http://cocarde.by.ru/redstar
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.russfront.ru/bimages/budenovka1919
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://tatarmuseum.ru/wp-content/uploads/2009/01
http://www.citywalls.ru/forum/topic151.html
http://taina.aib.ru/biography/viktor-vasnecov.htm
http://www.hrono.info/biograf/vasnecovv.html
http://guide.moscow.ru/ru/enterteinment/attractions/museums/index.php
http://gazeta.aif.ru/online/kids/133/09_01
http://1-9-6-3.livejournal.com/215275.html?style=mine