Слайд 2
История живописи
раннего Возрождения –
это путь отделения
ее от архитектуры,
формирование
собственного
произведения
–
станковой картины.
Слайд 3
В средневековых
фресках
постепенно
формировались
приемы
монументальной
живописи. Успение Богоматери
Церковь Богоматери
в Охриде,
1295.
Слайд 4
Человеческие
фигуры на фресках
часто подчинялись
окружавшему
их орнаменту. Дж. Чимабуэ.
Сон Иннокентия III,
Церковь
Сан Франческо
в Ассизи,
ок. 1260.
Слайд 5
Иногда
роспись стен
должна была
лишь подчеркивать
архитектуру храма. Баптистерий
Св. Иоанна Крестителя,
Флоренция.
Слайд 6
Чтобы сблизить
архитектуру
и роспись
живописцы
сознательно
вводили в сцены
реальные
архитектурные
детали. Я. Торрити.
Гнев ограбленного иудея
перед образом святого Николая,
Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок.
1303.
Слайд 7
Иногда
с помощью
живописи
создавали
иллюзию
пространства. Джотто.
Роспись капеллы
дель Арена
в Падуе,
1305
Слайд 8
В росписи
повсеместно
применяли
технику
фрески
al secco
(по сухой
штукатурке). А. Орканья.
Триумф смерти,
фрагмент,
до 1348.
Слайд 9
Первым итальянским
художником,
в творчестве которого
произошел поворот
к новым принципам
живописи, стал
Джотто
ди Бондоне
(1267-1337). Джотто.
Житель Ассизи
расстилает плащ
перед св. Франциском,
Церковь Сан Франческо
в Ассизи,
1296-98.
Слайд 10
Крупнейшим памятником
работы Джотто
стали фрески
Кпеллы дель Арена
(Сокровеньи) в Падуе.
Слайд 11
Джотто
применяет
новую технику
фрески – buon fresco
(хорошая
фреска),
где можно
было работать
по
заранее
нанесенному
рисунку. Джотто. Распятие, Капелла
дель Арена, Падуя, 1305.
Слайд 12
В росписях
Джотто
все чаще
появляется
иллюзия
глубины
пространства,
характерная
для живописного
полотна. Введение во храм. Капелла дель
Арена, Падуя, 1305.
Слайд 13
Брак в Кане. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Слайд 14
Отдельные фрески
у Джотто уже
не сливаются
в единую роспись,
но четко
отделены
друг от друга,
образуя
законченные
самостоятельные
композиции.
Слайд 15
Уже после Джотто художники вырабатывают
правила изображения
пространства
на плоскости.
В живопись
вводятся законы
линейной
перспективы. П. Учелло.
Ваза.
Исследование
перспективы
Слайд 16
С этого времени соблюдение правил линейной перспективы
стало обязательным
для художников. П. Учелло. Легенда о причастии, 1465-69
Слайд 17
Фра Анджелико. Благовещение. Монастырь Сан Марко, Флоренция, ок. 1437-46 Часто
иллюзорное пространство фрески начинало
противоречить реальному пространству храма.
Слайд 18
Крупнейшим художником, воспринявшим идеи Джотто,
стал флорентиец Мазаччо (1401-1428). Мазаччо.
Чудо
со статиром,
1425-28.
Слайд 19
«Троица» Мазаччо долгое время
считалась эталоном
монументальной росписи. Здесь средневековая
вертикальная композиция
прекрасно
сочетается
с иллюзией глубины
пространства.
Слайд 20
В творчестве отца и сына
Фра Филиппо Липпи
(1406-1469)
и Филиппино
Липпи
(1457-1504)
происходит окончательное
избавление росписи
от функции
украшения стены. Фра Филиппо Липпи.
Мадонна с двумя
ангелами,
2 треть XV века.
Слайд 21
Процесс
«проживания»
архитектуры
теперь
отделен
от созерцания
живописи. Фра Филиппо Липпи.
Благовещение,
ок. 1440.
Слайд 22
Здесь же мы
практически
впервые
встречаем
автопортрет
художника. Филиппино Липпи.
Автопортрет,
фрагмент фрески
«Мученичество апостола Петра»
в капелле
Бранкаччи
в Санта Мария дель Кармине
(Флоренция),
1481-82.
Слайд 23
Отделившись от архитектурного пространства церкви,
живопись тотчас начала осваивать
новые темы. П. Учелло. Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Слайд 24
Типичными становятся изображения
сцен княжеского быта. П. Учелло. Ночная охота,
ок. 1460
Слайд 25
Огромное значение приобрели античные мифы
и их живописное воплощение. А.
Мантенья.
Парнас,
ок. 1497.
Слайд 26
Смена заказчика
привела к активной
работе
в жанре портрета. А. Мантенья.
Портрет кардинала
Карла
де Медичи,
1466.
Слайд 27
При изображении
человеческого лица
художники ищут
способы передачи
эмоционального
состояния. А. Мантенья.
Евангелист Иоанн,
1453-54.
Слайд 28
Даже
в традиционных
изображениях
появляются
необычные
ракурсы. А. Мантенья.
Мертвый Христос,
ок. 1490-1500.
Слайд 29
Вершиной живописи
раннего Возрождения
считается творчество
Сандро Боттичелли
(1445-1510). С. Боттичелли.
Автопортрет, Фрагмент композиции
«Поклонение волхвов»
в
церкви
Санта Мария Новелла
(Флоренция)
ок. 1475.
Слайд 30
Сохранились
многочисленные
подготовительные
рисунки
художника.
Навык рисования
с этих пор
становится
чуть ли не главным
достоинством
живописца. С. Боттичелли.
Осень
Слайд 31
Тончайшие линии рисунка часто являются
основным выразительным средством художника. С.
Боттичелли. Венера и Марс, ок. 1483
Слайд 32
Линии рисунка
и цветовые пятна
помогают Боттичелли
построить сложную
многофигурную
композицию,
предвосхищающую
полотна художников
барокко. С. Боттичелли.
Оплакивание
Христа,
ок. 1495
Слайд 33
Психологически точны
портреты художника. С. Боттичелли.
Портрет
Симонеты
Веспуччи,
ок. 1476-80 С. Боттичелли.
Портрет
Джулиано
де Медичи,
ок. 1478
Слайд 34
С. Боттичелли. Рождение Венеры, ок. 1485 В больших полотнах
Боттичелли
мастерски сочетает линии рисунка с изысканным цветом.